ФРЕКЦИОНАЦИЯ
Поэтому излучение доставляется дробью. При гипофракционной лучевой терапии общая доза делится на большие дозы и лечение проводится один раз в день или реже. При гиперфракционной лучевой терапии общая доза делится на небольшие дозы и лечение проводится более одного раза в день.
"При доставке радиотерапии в больших объемах, которые ограничены нормальной переносимостью тканей, можно избежать больших суммарных доз, если фракционировать, так как фракционирование дает время для восстановления нормальных тканей", - пояснил доктор.
В паллиативных режимах, как правило, используется гипофракционирование (SBRT), т.е. облучение, доставляемое меньшим количеством фракций; оно также хорошо работает при медленно растущих опухолях, которые, как правило, менее чувствительны к облучению. Лечение часто является гиперфракционным, особенно при опухолях с быстро погружающимися клетками.
Использование протонов дополнительно спасает критические нормальные ткани, так как более низкая доза облучения доставляется проксимальнее опухоли. Протоны с карандашным пучком, представляющие собой тонкие пучки протонов, управляемые магнитом, являются отличным средством для лечения сложных целевых объемов.
РАЗВИТИЕ ОСТРОЙ И ДЛИТЕЛЬНОЙ ТОКСИЧНОСТИ
Радиация, превышающая уровень толерантности тканей, повышает вероятность более высокого уровня острых и длительных токсичных заболеваний. Это включает в себя более высокий риск токсичности кожи, боли, кровоизлияния и некроза в качестве острого эффекта, а также развитие свищей, фиброза и стриктур в качестве позднего эффекта.
Отметив, что пациенты приписывают большую часть любых физических жалоб после лечения радиационному воздействию, врач подчеркнула, что побочные эффекты лучевой терапии ограничиваются той областью тела, в которую доставляется доза облучения.
Пациенты также предполагают, что облучение задерживается в организме.
Они часто спрашивают, сколько времени занимает "облучение, чтобы выйти из организма" Облучение не сохраняется. Единственные пациенты, которые являются "радиоактивными" - это те, кто принимал радиоактивные вещества (т.е. радиоактивный йод) или вводил их (т.е. брахитерапию). Эти вещества остаются в организме в течение некоторого времени, и в этот период необходимо соблюдать меры предосторожности, связанные с облучением.
РАК ГОЛОВЫ И ШЕИ: ОБЩИЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Доктор МакМенамэн помогает справляться с пациентами с раком головы и шеи. Она описала следующие токсические заболевания в этой группе: дерматит,
- дисгевзия
- дисфагия
- усталость
- лимфатический отек
- одинофагия
- потеря веса
- ксеростомия (как сухость во рту, так и избыточное производство густой слюны).
Она отметила, что усталость очень распространена и может быть снижена за счет физических упражнений и поддержания стабильного веса; поддержание веса также имеет решающее значение для правильной посадки маски, носящейся во время терапии. Лимфедема встречается чаще всего, когда радиотерапия проводится после рассечения шеи. Боль при глотании является обычным явлением и иногда может быть предотвращена с помощью нейроактивного вещества, такого как габапентин.
Дерматит возникает не в результате "лучевых ожогов", а в результате ряда процессов: немедленного структурного повреждения тканей, генерации недолговечных свободных радикалов, необратимых двуцепочечных разрывов ДНК и воспалительной реакции в эпидермисе и дерме.
Ежедневное лечение не дает времени клеткам на восстановление тканей или повреждение ДНК, что приводит к эритеме.
Пациенты, которых лечат протонами, могут иметь больше кожных реакций, включая волдыри. Рекомендуется применять вяжущее средство с последующим увлажнением.
Мукозит возникает, когда стволовые клетки в базальном слое отшелушиваются, и нет новых клеток, которые могли бы их заменить, что приводит к язве. Это происходит через 2-3 недели после начала радиотерапии и достигает своего пика через неделю после ее окончания.
источник : https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5679047/