Найти тему
Mishka.Party

Подвижные игры. Методика преподавания, которой почти не осталось.

"Так дети, а теперь мы с вами будем играть в игру "Мишки и шишки"..." В ответ слышится дружный хохот семиклассников, учитель краснеет и злится. Конечно, время проходит, а учительница физкультуры Л.М., еще не успевшая выдохнуть после занятия со вторым классом, уже завершает урок подвижной игрой перед средней школой. Ей бы вспомнить игру по возрасту, но уже некогда заглядывать в материалы по подвижным играм, память подкинула правильную игру, с точки зрения закрепления навыка броска мяча, но совершенно простенькую, с сюжетом, для малышей.

Дети мнутся в шеренге, шушукаются и подкалывают ученика по имени Михаил: "Мишка, где твоя шишка?... М?" - и стыдно, и педагогу нельзя признаться, что шутка на грани. Приходится одернуть класс командой "Смирно!" и быстро начать проводить игру. Мысли путаются: "так, Внимание, класс. Задача игры .... Мяч находится в руках, потом следует подача... Правила не кидать в лицо... Говорить такие-то слова..." Дети уже давно не слушают учителя, пока тот пытается объяснить словами порядок действий. Кто-то задает нарочито глупые вопросы: "Посмотрите, вот так надо стоять? А вот такие движения нельзя делать...?". Кто-то коверкает слова считалочки, которая оскорбляет уже не малышей, а почти полноценных личностей, своей примитивностью. В зале происходит странная картина. Михаил, чтобы поднять свой упавший рейтинг, пытается передразнить учителя, за его спиной. Смех, пауза, строгая и обиженная команда от учителя.

И вот начинается игра, 4 минуты были потрачены на дисциплину, до звонка 5 минут. Пока все вникли в ход игры и правила, прошла бОльшая часть времени. Только появился азарт в игре, прозвенел звонок. Мяч полетел в стену, потом в баскетбольное кольцо, учитель просит всех построиться и завершает урок. Формальности соблюдены, толку от подвижной игры нет. Занавес.

Вот такую картину я наблюдала в одной из московских школ, куда пришла на практику еще студенткой спортивного ВУЗа. Мне было страшно оказаться на месте учителя. Но одно я знала точно, подвижные игры - нам преподавали очень хорошо, я бы провела лучше, чем Л.М. Дети не виноваты в том, что учитель не подготовился, поленился выучить или вспомнить более подходящую игру. Они просто отреагировали, как дети, на методологические проколы. А ещё они не получили закрепление физического навыка, которое должны были получить в этот день. После, возможно в жизни, будет момент, когда они об этом пожалеют, но вряд ли свяжут этот пробел с вполне определенным уроком.

Мне, кстати, тогда достались классы с шестого по восьмой, и мы нашли общий язык. Подвижные игры мы выбирали вместе, я предлагала заранее 3 игры на голосование классу, все эти игры соответствовали возрастной группе и задачам установленным учебным планом. Я не стремилась завоевать уважение класса, как это часто показывают в кино, да и дети были вполне обычные, добрые (не хулиганы). Все сложилось само собой, а подвижки стали любимым блоком урока физической культуры. Даже не приходилось "изобретать колесо", подвижные игры прекрасно описаны, стоит только правильно, быстро и лаконично все преподнести. А потом следить за соблюдением правил. Ни разу не встречала скучающих детей, во время проведения, если грамотно проводить игру.

Уже много лет после этого случая я популяризирую подвижные игры, обучаю методике проведения: учителей, воспитателей, аниматоров (те еще специалисты), вожатых и инструкторов. А сейчас, в связи с переходом на дистанционное обучение, глобальную "оцифровку" знаний, и перспективу замены "живого обучения" хочется сказать: "Мы и так почти потеряли методику подвижных игр, а скоро всё останется только, как инструмент для развлечения, но не развития. Спасите подвижные игры, для наших детей! Это действительно важно)".

-2

Если Вам понравилась эта заметка, дайте знать. Я с радостью поделюсь информацией о пользе подвижных игр. Расскажу, как правильно подбирать игры, классифицировать по возрасту закрепление и совершенствование тех или иных навыков у детей.