Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Огненные вёрсты" (СССР, 1957): красный вестерн?

Огненные вёрсты. СССР, 1957. Режиссер Самсон Самсонов. Сценарист Николай Фигуровский. Актеры: Иван Савкин, Маргарита Володина, Михаил Трояновский, Антоний Ходурский, Владимир Кенигсон и др. 26,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Самсон Самсонов (1921-2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-3

Кинокритик Сергей Лаврентьев в своей книге «Красный вестерн» верно отметил, что «ковбойский фильм был в СССР признан порочным, и классических вестернов из США на советских экранах почти не было. В борьбе с «тлетворным влиянием Запада» кинематографическое начальство еще на заре советской власти повелело снимать свои, собственные приключенческие фильмы, в которых ковбоев и индейцев заменили красные бойцы, сражающиеся с классовыми врагами. Краснознаменные вестерны не только пользовались большим зрительским успехом, но иногда являли собой замечательные образцы киноискусства» (Лаврентьев, 2009: 3). (Лаврентьев С. Красный вестерн. М.: Алисторус, 2009).

-4

Фильм Самсона Самсонова «Огненные вёрсты» - из этого ряда «красных вестернов». Об этой «перелицовке» хорошо писал кинокритик Виктор Демин (1937-1993): «Попробуем подсадить в дилижанс засекреченного агента. Это сделали сценарист Н. Фигуровский и режиссер С. Самсонов в фильме «Огненные версты» (1957). Композиция «дорожного вестерна», ученически скопированная с «Дилижанса», нисколько не пострадала от того, что в одном и том же экипаже оказались рядом чекист, едущий к своим, на помощь осажденному городу, и замаскировавшийся белогвардеец, торопящийся туда же, только с противоположной целью — возглавить восстание против большевиков. Сюжетная структура не то чтобы выдержала, устояла, не поддалась вмешательству мотива, рожденного на чужой территории, она просто-напросто не заметила его чужеродности, мгновенно и естественно подчинив своим собственным формально-содержательным закономерностям» (Демин, 1980). Демин В.П. Фильм о разведчике: семантика пространства // Приключенческий фильм: пути и поиски / Отв. ред. А.С.Трошин. М.: ВНИИК, 1980. С.59-81.

-5

Эту жанровую особенность «Огненных верст» хорошо понимают и многие современные зрители: «Образцово-показательный советский вестерн, этакий вольный римейк "Дилижанса" Джона Форда... Смотрится на одном дыхании» (М. Кириллов). «Увлекательнейший вестерн… смотрится превосходно, на одном дыхании…. Традиционно считается, что "Огненные вёрсты" заимствовали сюжетную схему у "Дилижанса" Джона Форда. Но буквальных повторов там нет, а использование общей сюжетной схемы с переносом в другую страну и эпоху нельзя считать плагиатом» (Б. Нежданов). «Огненные вёрсты» - мой любимый фильм про гражданку, смотрю 2-3 раза в год. … Тут всё: сюжет закрученный, великолепные и гениальные актеры - едва ли не в лучших своих ипостасях» (В. Плотников).

А каковы Ваши мнения об этом фильме, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц