Считается, что она замучила до смерти более сотни своих собственных слуг, причем большинство из них были молодыми женщинами.
Когда кто-то думает о серийных убийцах, это обычно мужские фигуры, которые в первую очередь приходят на ум. Но история не знает недостатка в жестоких женщинах-достаточно вспомнить знаменитую венгерскую графиню Елизавету Батори, которая убила сотни молодых женщин между 1585-1609 годами.
Ну а дворянка с подобным наклонением тоже жила в России в XVIII веке. Ее звали Дарья Салтыкова, но люди называли ее просто “Салтычиха”, указывая на ее пресловутую натуру, которая превратила ее в несколько мифическую фигуру в коллективном русском сознании.
Было доказано, что в 1756-1762 годах она убила по меньшей мере 38 своих крепостных крестьян, причем число их, вероятно, было намного выше. Свидетели говорили о 138 смертях в общей сложности, но ее причастность так и не была подтверждена. Среди ее жертв были в основном молодые женщины, которых она избивала кнутами, битами и бревнами, рвала на себе волосы, жгла горячим железом, голодала, замерзала или тонула до смерти.
Даже когда она была еще жива, люди распространяли страшные истории и слухи о том, что она принимает ванны в крови жертв и ест младенцев.
Так кто же эта женщина и почему властям не удавалось поймать ее в течение стольких лет? И, самое главное, что движет ее желанием убивать и калечить?
Молодая вдова с 800 крепостными крестьянами
Салтыкова (1730-1801) родилась в богатой дворянской семье и в молодости была известна как довольно красивая и благочестивая дама. Она рано вышла замуж и родила двух сыновей. Ее муж был из известной и влиятельной семьи Салтыковых, но прожил недолго - умер от болезни и оставил свою 26-летнюю жену вдовой, заведующей большим имением с 800 крепостными крестьянами.
Именно после смерти мужа Дарья впервые начала проявлять свои садистские наклонности. Она наказывала своих слуг за каждую ошибку, которую они совершали (большую или малую) - сначала избивая их сама, а затем приказывая слугам-мужчинам делать это, когда чувствовала себя уставшей. Ее главными жертвами обычно становились молодые женщины, но иногда страдали и мужчины.
После пыток или избиения в доме ее жертвы были затем забиты до смерти на конюшне, и Салтыкова обычно была там, чтобы наблюдать до самого конца.
Как утверждается, однажды она пытала беременную гувернантку, спровоцировав роды во время пыток. Когда она умерла, слуги-мужчины поставили гроб с ее телом снаружи на мороз и оставили ее новорожденного ребенка сверху, позволив ему замерзнуть до смерти.
Еще одна крепостная девушка была загнана палкой в пруд и стояла там по шею в холодной воде. Через несколько часов она утонула.
Случайное убийство или причинение вреда крепостному в те времена не было наказуемым деянием, но даже учитывая это, практика Салтыкова казалась слишком большой.
В какой-то момент Салтычиха имела наглость приказать своим слугам убивать дворян. После ее романа с молодым и дальним родственником Николаем Тютчевым (дедушкой поэта Федора Тютчева) и его последующего решения жениться на другой, более молодой женщине, она пришла в ярость. Она хотела отомстить, поэтому приказала своим слугам подложить бомбу в их дом.
В отличие от убийства крепостного, убийство дворянина было преступлением, которое ее слуги-мужчины слишком боялись совершать, поэтому они решили предупредить их вместо этого. Позже Салтычиха придумала еще один план: напасть на Тютчева и его жену в их карете. Однако и это не помогло-один из слуг снова предупредил их.
Некоторые считали, что именно эта ревность превратила молодую вдову в чудовище, но крепостные страдали от ее жестокости еще до ее романа с Тютчевым.
Так что же двигало ее кровожадностью? Консенсуса по этому вопросу нет и по сей день. Некоторые считают, что она, должно быть, чувствовала слишком большое давление: будучи молодой вдовой, она должна была быть хорошей матерью для двух сыновей и хорошим хозяином большого дома, который должен был быть чистым и респектабельным. Привязанная к своему дворянскому положению и многочисленным обязанностям, она просто все больше и больше начинала ненавидеть все эти ежедневные хлопоты, причем крепостные становились жертвами этой ненависти.
Другие утверждают, что она явно была психопаткой, склонной к немотивированной агрессии, ведущей к самым жестоким и изощренным убийствам. Кроме того, они утверждают, что ее особый интерес к молодым женщинам мог быть признаком скрытой гомосексуальности.
Расследование и арест
До 1762 года крепостные крестьяне Салтыкова, жившие в постоянном ужасе, прислали властям 21 письмо, в которых рассказывалось о зверствах, творившихся в имении, но безрезультатно. Салтыкова была членом влиятельной семьи и имела связи при дворе, к тому же в России того времени не было случая, чтобы дворяне публично несли ответственность за то, что они делали со своими крестьянами.
И только когда Екатерина Великая взошла на престол, все начало меняться. Новый правитель хотел все исправить, но сражаться с аристократами было нелегко. По счастливой случайности, двум доверенным слугам Салтыковой (одна из которых потеряла трех жен из-за своей кровожадности) удалось раздобыть письмо к новой императрице, обратив ее внимание на это дело. В 1762 году 32-летняя дворянка была арестована, но только через шесть лет ей был вынесен официальный приговор.
Почему так долго? Салтычиха никогда не признавалась в своих преступлениях, и потребовалось некоторое время, чтобы опросить свидетелей, которые поначалу были слишком напуганы, чтобы сказать правду. Как утверждается, связи Салтыковой в суде сделали все возможное, чтобы повлиять на ход расследования, и в результате ей был вынесен более мягкий приговор, чем тот, который, вероятно, должен был быть. В 1768 году Екатерина вынесла свой окончательный приговор, назвав Салтычиху "чудовищем человеческого рода “, и избавив ее не только от ее благородного статуса и имущества, но и от права называться женщиной - императрица сказала, что Салтыкова следует называть” он", потому что ни одна женщина не может быть способна на такую жестокость.
В наказание за свои грехи Салтычиха должна была простоять на Красной площади один час с плакатом “палач и убийца”, прежде чем попасть в пожизненное заключение в монастырь. Она прожила долгую жизнь и умерла в 1801 году, в том же году, что и ее последний живой сын. Сегодня ее могилу можно найти в
Новодевичьем монастыре, и от ее Московского дома и имения ничего не осталось.