Долгое время историки считали, что человек освоил север Европы весьма поздно. Это кажется вполне понятным: если сравнивать климат тех мест, где в мире появились первые цивилизации (Хуанхэ, междуречье Тигра и Евфрата, Крит, Египет) и условия жизни Верхней Печоры, то людям севера не позавидуешь. И всё-таки население появилось здесь очень давно, север и северо-восток Европы осваивался людьми 30 тысяч лет назад.
Зачем сюда, в места холодные и безжалостные к человеку, двигались группы родовичей? Впрочем, это наше современное представление о невозможно тяжкой жизни на севере. Вспомните рассказ Дж. Лондона «Костёр». Молодой золотоискатель погибает в пути из посёлка к лагерю своих товарищей, потому что на страшном холоде (–46°) он так и не сумел достать спичку из коробка замерзающей рукой. Когда мы читали рассказ в школе, мои семиклассники дружно хохотали – они приняли рассказ за юмористический, высмеивающих глуповатых и бестолковых горожан. Сами-то мои ученики с отцами и братьями на зимних каникулах отправлялись в лес на охоту или на Печору на рыбалку в любую погоду и в любой мороз, а –45° на Печоре не редкость.
40 – 30 тысяч лет назад вся Восточноевропейская равнина представляла собой лесотундру, по которой бродили крупные животные: лошади, бизоны, северные олени, мамонты, шерстистые носороги, мамонты – и охотники шли за ними всё дальше и дальше на север.
Однажды я спросил своего наставника в рыбалке и охоте на Печоре капитана Нестерова:
– А почему клёст не улетает, как многие, на север, да ещё и птенцов в самую зиму выводит?
И получил ответ:
– А зачем ему улетать? Еды полно, шишек вволю, живи и радуйся! Если бы утке оставили полынью и приносили корм, она и не улетела бы. Гонит не холод – голод!
Двигаясь за стадами животных, охотники каменного века регулярно получали мясо, шкуры, жир, то есть все средства для безбедной жизни. А холод… никто и не говорит, что эти люди ночевали посреди тундры у костра. Верхняя Печора богата пещерными стоянками древних людей, многие из них исследованы. Пещера – это надёжное жилище для многих поколений охотников.
Самое исследованное место обитания охотников каменного века – Медвежья пещера на территории Печоро-Илычского заповедника.
Сама пещера известна коми давно, но в научный оборот её ввели географ и археолог Б.И. Гуслицер и историк В.И. Канивец. Их раскопки показали, что люди поселились в пещере более 30 тысяч лет назад. Находки дают представление о жизни и занятиях обитателей: найдены следы кострищ, а рядом – сотни кремневых орудий труда и охоты: скребки, наконечники копий, ножи, резцы и проколки. Обитатели пещеры не отличались аккуратностью, очевидно, обгызенные кости просто роняли на пол, в результате учёные нашли многочисленные кости крупных животных: мамонт, носорог, пещерный лев, медведь, лось, зубр. Причём интересно, что очень много костей в пещере принадлежит зайцам, а ещё больше леммингам, мелким грызунам весом не более 150 граммов, наверно, это дети, будущие охотники, оттачивали своё мастерство и при этом приносили домой мясо. Как сказал историк С.Д. Шокин, съедобным было всё, что можно разжевать.
Если Медвежья пещера – типичная стоянка, то есть удобное место, где жили люди, иногда очень длительное время, то исследованная В.И. Канивцем Канинская пещера – это святилище, причём существовавшее тысячелетиями (от мансийского слова «кан» – жертвенное место, святилище).
Учёные чётко выделяют три слоя находок: 3 – 2 тысячелетия до н.э., каменный век – кости оленей, медведей и особая находка, явно говорящая о неком ритуале, поскольку на бивнях мамонта найдены насечки в определённом порядке.
Второй слой (1 тысяча лет до н.э.) оставил следы раннего железного века: в святилище приносили стрелы (найдены медные и бронзовые наконечники), подвески с гравировкой (птица, голова лося), литая фигурка медведя.
Слой третий отнесён историками к раннему средневековью, и можно представить по следам, как это бывало: люди принесли сухие брёвна, уложили их в три яруса, старейшина высек огонь. Появился жертвенный медведь, которого добыли, по традиции, юные охотники, проходящие ритуал посвящения (всего в пещере найдено 23 черепа медведей). Священный пир – приобщение к мощи, хитрости и мудрости духа-предка. Добавим, что культ медведя был широко распространён в древности – князь Ярослав Мудрый в ХІ веке вынужден был на Волге вступить в поединок со священным медведем племени меря.
Священному огню дарили, жертвовали ценные вещи: железные ножи, стрелы, серебряные монеты, серьги, подвески, бронзовые фигурки. Иногда трудно понять, что это был за предмет, уцелели только части бронзовых пластинок.
Тысячелетиями эта пещера была святилищем для манси, хантов, а потом для коми.