Только представьте: этой истории более двух столетий! Одна мысль, что без всяких посредников соприкасаешься с другой эпохой, вызывает трепет и восхищение.
«Мельмот Скиталец» — готический роман Чарлза Роберта Мэтьюрина, охарактеризованный им самим как сказка, небылица. Это пугающая история о неком Мельмоте, что уже более ста лет в одном обличии топчет грешную землю, искушая слабые людские души. Он подбирается к своей жертве в минуты полного ее отчаяния, чтобы предложить одну единственную сделку, способную лишить несчастного всех его страданий… И у того, кому суждено получить предложение из уст нечестивого, кровь застывает в жилах, а страх липкими,холодными щупальцами пробирается чрез глазницы и уши, опутывая и сжимая все внутренности... Так скажет ли ему хоть кто-нибудь «да»?
Удивительно, но я никогда не встречала этот роман ни в одной из подборок. Наткнулась совершенно случайно — считай, что мистически. А сколько раз я советовала его знакомым? Абсолютно никто о нем не слышал до моей наводки. Вы скажете: «Подумаешь. Тысячи таких книг!». Но я вам возражу и аргументирую: это произведение особенное.
► Роман написан в начале ХIX века англо-ирландским священником, что весьма любопытно, ведь в произведении остро осуждается католическая церковь. Но, я думаю, вы и сами увидите, что автор близок к церкви — так скрупулёзно иллюстрируется монашеская и светско-религиозная жизнь. ⠀
► Вы читали/смотрели «Портрет Дориана Грея»? Уайльд вдохновлялся несколькими готическими произведениями, но основополагающая идея (портрет) взята, несомненно, из «Скитальца», что даже неудивительно, ведь Оскар — внучатый племянник Метьюрина. ⠀
► России роман был впервые опубликован в 1833 году и привлек глубокое внимание Пушкина, Достоевского, Лермонтова, а позднее Булгакова и Набокова — все они, так или иначе, интегрировали метьюриновское влияние в персональное творчество. Особенно отличился Булгаков в своей бессмертной работе «Мастер и Маргарита», почти полностью «умыкнув» образ героя Метьюрина (Стентон), поселив его в Ивана Бездомного.
► У романа необычная структура: рассказ, помещённый в рассказ, который сам часть другого рассказа — этакая литературная рекурсия, принцип матрешки. В немецком языке подобная композиция называется «рамочной», во французском — «mise en abyme» («уходящей в бездну»). К каждой новой истории читателя подводит герой предыдущей — так усиливается метафора связи и замкнутости мира смертных. Вам предстоит познакомиться с несколькими ветвями основного сюжета — всякая из них пугает, интригует и, безусловно, многому учит.
Поскольку главная тематика моего канала — кино, всякий раз, давая литературную наводку, а прилагаю краткую справку об экранизации, но не в этот раз, ибо ее просто нет. Так что, если вас заинтересовал мой рассказ, то у вас есть только один вариант познакомиться с этим уникальным, атмосферным, вдумчивым произведением ближе: прочитать.
Поверьте, оно того стоит :)
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.
Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!