Картина "Явление Христа народу" кисти русского художника Александра Андреевича Иванова выставлена в Третьяковской галерее. Для этого гигантского полотна размером 5,4 х 7,5 м в Третьяковке отведён отдельный зал. Невозможно оценить всю грандиозность "Явления Христа народу" пока не отойдешь на почтительное расстояние.
Я не ценитель искусства, но в своё время заинтересовалась этой картиной настолько, что при первой же возможности посетила выставку. А это тебе не раз взять и оказаться в знаменитой московской галерее, живя в Красноярске.
Мой повышенный интерес объясняется тем, что за год до визита в Галерею я прочитала статью в журнале "Домашний очаг", посвященную этому великому полотну. Тогда я узнала, что картина написана в Италии и что на её создание ушло 20 лет. Злопыхатели ругали Александра Андреевича за лень, не понимая, над чем можно трудиться так долго, а все, кому удавалось попасть в студию за те 20 лет, были неизменно поражены. Ещё в статье говорилось об удивительной ошибке, допущенной художником, и это ещё больше разожгло моё любопытство.
Моя подруга - художник дополнила, что Иванов до окончания работы никого не впускал в мастерскую и местные жители начали поговаривать, что у него не все дома. Когда же создатель распахнул дверь и показал своё творение, поражающее масштабами и замыслом, удивлению людей не было предела. Александр Андреевич проделал колоссальную работу. Для картины было создано более 600 этюдов, часть из которых можно увидеть также в Третьяковской галерее.
Из "Домашнего очага" я узнала, что в 1858 году художник перевёз картину в Санкт-Петербург. "Явление Христа" аккуратно по частям транспортировали в столицу и выставили в Академии Художеств, где её должен был увидеть и оценить Александр II. Говорят, в день визита в Академию императору нездоровилось, он зашёл в зал, молча посмотрел на полотно, повернулся и вышел. Александр Андреевич, до того уже страдавший холерой, увидел более чем сдержанную реакцию монарха, не вынес разочарования, слёг и умер. В день смерти художника пришла весть о том, что император Александр II восхищён и покупает картину за 15 тысяч рублей – по тем временам доход художника средней руки за несколько лет.
Что же за ошибка, речь о которой идёт в заголовке? Посмотри внимательно на левый нижний угол картины - видишь там старца, опирающегося на посох и стоящего по щиколотки в воде. Он одет в белую набедренную повязку. Так вот, сначала повязка была красной, но когда работа шла к завершению, Александр Андреевич понял, что красная повязка старика привлекает слишком много внимания и сделал её белой. А вот отражение повязки в воде так и осталось красным... Мне же очень захотелось увидеть эту ошибку в реальности.
Забавно, но в день визита в Третьяковскую галерею свои услуги мне, провинциалке, навязал ушлый пожилой потомок московской интеллигенции. Он бодро протащил меня по всем залам, показывая на ошибки в картинах: где-то пропорции нарушены, где-то горизонт завален, где-то одежда не соответствует времени и много чего ещё. Как говорится, на запрос Вселенная всегда даёт ответ. Хочешь ошибок - на получи!