Найти тему
Анастасия Погоревич

Удивительная ошибка великого художника

Оглавление
"Явление Христа народу" , Иванов А.А.
"Явление Христа народу" , Иванов А.А.

Картина "Явление Христа народу" кисти русского художника Александра Андреевича Иванова выставлена в Третьяковской галерее. Для этого гигантского полотна размером 5,4 х 7,5 м в Третьяковке отведён отдельный зал. Невозможно оценить всю грандиозность "Явления Христа народу" пока не отойдешь на почтительное расстояние.

Я не ценитель искусства, но в своё время заинтересовалась этой картиной настолько, что при первой же возможности посетила выставку. А это тебе не раз взять и оказаться в знаменитой московской галерее, живя в Красноярске.

Мой повышенный интерес объясняется тем, что за год до визита в Галерею я прочитала статью в журнале "Домашний очаг", посвященную этому великому полотну. Тогда я узнала, что картина написана в Италии и что на её создание ушло 20 лет. Злопыхатели ругали Александра Андреевича за лень, не понимая, над чем можно трудиться так долго, а все, кому удавалось попасть в студию за те 20 лет, были неизменно поражены. Ещё в статье говорилось об удивительной ошибке, допущенной художником, и это ещё больше разожгло моё любопытство.

Моя подруга - художник дополнила, что Иванов до окончания работы никого не впускал в мастерскую и местные жители начали поговаривать, что у него не все дома. Когда же создатель распахнул дверь и показал своё творение, поражающее масштабами и замыслом, удивлению людей не было предела. Александр Андреевич проделал колоссальную работу. Для картины было создано более 600 этюдов, часть из которых можно увидеть также в Третьяковской галерее.

Из "Домашнего очага" я узнала, что в 1858 году художник перевёз картину в Санкт-Петербург. "Явление Христа" аккуратно по частям транспортировали в столицу и выставили в Академии Художеств, где её должен был увидеть и оценить Александр II. Говорят, в день визита в Академию императору нездоровилось, он зашёл в зал, молча посмотрел на полотно, повернулся и вышел. Александр Андреевич, до того уже страдавший холерой, увидел более чем сдержанную реакцию монарха, не вынес разочарования, слёг и умер. В день смерти художника пришла весть о том, что император Александр II восхищён и покупает картину за 15 тысяч рублей – по тем временам доход художника средней руки за несколько лет.

Что же за ошибка, речь о которой идёт в заголовке? Посмотри внимательно на левый нижний угол картины - видишь там старца, опирающегося на посох и стоящего по щиколотки в воде. Он одет в белую набедренную повязку. Так вот, сначала повязка была красной, но когда работа шла к завершению, Александр Андреевич понял, что красная повязка старика привлекает слишком много внимания и сделал её белой. А вот отражение повязки в воде так и осталось красным... Мне же очень захотелось увидеть эту ошибку в реальности.

Забавно, но в день визита в Третьяковскую галерею свои услуги мне, провинциалке, навязал ушлый пожилой потомок московской интеллигенции. Он бодро протащил меня по всем залам, показывая на ошибки в картинах: где-то пропорции нарушены, где-то горизонт завален, где-то одежда не соответствует времени и много чего ещё. Как говорится, на запрос Вселенная всегда даёт ответ. Хочешь ошибок - на получи!

Мои выводы из этой истории:

1. Иногда для результата требуется много лет.

2. Невозможно сделать выводы по внешним признакам. Лучше этого не делать, чтобы не умереть раньше времени.

3. Ошибаются все, даже гении. Поэтому смелей вперед! Все правильно делаешь!