Сама идея путешествий во времени очень древняя, она старше художественной литературы как таковой. В фольклоре многих народов есть истории о путнике, побывавшем в гостях у фей, эльфов, гномов или какого-то иного волшебного народца, который, вернувшись к людям, узнаёт, что во внешнем мире успело пройти несколько веков. В дальнейшем в текстах, в которых встречаются случаи попаданий в будущее или прошлое, это чудо обычно было связано с богами, магами или как минимум волшебным артефактом, как в сказке Г.Х. Андерсена «Галоши счастья».
Даже в просвещённые времена, например в конце XIX века, первый классический роман о путешественнике во времени не содержал научного объяснения феномена переноса главного героя в прошлое. Герой книги Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» попадает в Средневековье неизвестным образом, потеряв сознание от удара по голове. А обратно возвращается благодаря магу Мерлину, усыпившему его на несколько веков. Этот роман, изданный в 1889 году, стал предшественником всех последующих текстов не только о перемещениях во времени, но и отдельного поджанра попаданческой литературы.
Но вскоре место магии заняла наука, а ведьм и колдунов сменили инженеры и учёные. Первую книгу, в которой перемещение во времени было осуществлено строго научным (точнее, наукообразным) способом, посредством специально изготовленной машины, написал английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Его роман «Машина времени» появился в печати в 1895 году. Главный герой путешествует в будущее, а не прошлое, которое его, судя по всему, вовсе не интересует. В будущем он застаёт утопию, сути которой он сперва не понимает. Но вскоре оказывается, что под радужным фасадом скрыта неприглядная истина, а кроме беспечного народца элоев есть ещё и зловещие морлоки, которые своим трудом обеспечивают райскую жизнь элиты.
После Уэллса идеей перемещений во времени стали пользоваться многие фантасты, с самыми разными целями: продемонстрировать разницу в менталитете жителей разных эпох, показать очередную утопию (или антиутопию) глазами современного человека и т.д. Также многократно обыгрывался так называемый «парадокс дедушки»: что случится, если в прошлом убить собственного дедушку, или просто не дать ему встретиться с бабушкой — исчезнет из-за этого сам герой, случится ли мировой катаклизм или же вовсе ничего не произойдёт?
Следующим классическим текстом, посвящённым последствиям изобретения машины времени, стал роман Айзека Азимова «Конец Вечности», написанный в 1955 году. В нём показана организация, взявшая историю под полный контроль. Все проблемы, включая социальные, решаются изменением истории задолго до того, как они станут актуальными. Азимов в этом тексте ввёл термин «минимальное необходимое воздействие», которое вскоре стали использовать для описаний вмешательства в ход истории и другие писатели-фантасты. Роман завершается выводом о том, что подобный жесткий контроль над временем лишает общество будущего, поэтому герои книги выбирают тот вариант истории, в котором машина времени не была изобретена.
После столь исчерпывающего исследования последствий целенаправленных изменений истории, серьёзные писатели стали реже обращаться к этой теме. Но были яркие исключения из этого правила. К примеру, в романе Роберта Хайнлайна «Дверь в лето», который появился через год после книги Азимова, главный герой использует найденную им лазейку во времени для решения своих личных проблем. В 1959 Хайнлайн в рассказе «Все вы зомби» покажет последствия созданной путешествием в прошлое «временной петли», этот рассказ был экранизирован в 2014 году, фильм получил название «Патруль времени».
Ещё один известнейший американский фантаст, Гарри Гаррисон, в 1967 году издал роман «Фантастическая сага», также посвящённый путешествиям во времени. Но это путешествие подано в юмористическом ключе (можно сказать, что американская литература вернулась к своим истокам, ведь роман Марка Твена также был юмористическим), как забавная история о съёмочной группе, отправившейся в средневековую Скандинавию, чтобы снять историю открытия викингами Винланда, то есть Америки. Разумеется, в финале оказывается, что именно съёмки фильма и стали причиной появления саги о путешествии группы викингов в Винланд.
В дальнейшем, если не считать историй о попаданцах, серьёзные авторы фантастики почти не писали о путешествиях во времени. Исключением стал роман Майкла Крайтона "Стрела времени", вышедший в 1998 году. Археологи отправляются во Францию времён Столетней войны для получения достоверной информации о событиях той эпохи. Разумеется, там их ждут разнообразные приключения.
Само путешествие во времени описано не ради возникающих при этом парадоксов, а с целью тщательного воссоздания деталей прошлого, в котором оказываются персонажи. Как и в остальных своих книгах, Майкл Крайтон использует жанр научной фантастики для популяризаций чисто научных знаний, делая это с присущим ему талантом.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.