«Вояджеры»
Это, конечно, просто потрясающе, но «Вояджеры», запущенные в далеком 1977 году, продолжают функционировать, пусть и не на полную мощность. Источниками их энергии являются радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Они позволяют обходиться без солнечных панелей, однако с каждым годом из-за распада топлива производят все меньше энергии. Сегодня их мощность упала приблизительно наполовину от того уровня, который был в начале полёта, из-за чего некоторые из инструментов космических аппаратов пришлось отключить. В настоящий момент они измеряют магнитное поле среды своего пребывания и отслеживают его взаимодействие с солнечным ветром.
Особый интерес для исследователей представляет так называемая гелиопауза - граница между гелиосферой и межзвёздной средой. Считается, что «Вояджер-1» пересек этот предел в 2012 году, а «Вояджер-2» - в 2018-ом. Героическим путешественникам удалось выяснить, что гелиопауза не является правильной сферой - она асимметрична и сильно напоминает магнитные поля планет, которые сильно вытянуты под воздействием солнечного ветра. Наша звездная система вращается вокруг центра Млечного Пути со скоростью более 800000 км/ч. При этом она несется сквозь межзвездную среду с относительной скоростью около 80000 км/ч. Это генерирует что-то вроде кильватерного следа в магнитном поле Солнца.
Сфера Хилла
Но какой бы фантастической ни казалась миссия «Вояджеров», начало межзвездного пространства - это не совсем то же самое, что граница Солнечной системы. Последняя теоретически проходит по так называемой «сфере Хилла» - пределу, до которого гравитационное притяжение объекта является более сильным, чем любое другое. Так, например, Луна вращается вокруг Земли потому, что она располагается внутри её сферы Хилла - притяжение планеты здесь сильнее солнечного. В свою очередь, всё, что крутится вокруг нашей звезды, попадает в её область притяжения. Это и есть истинная граница Солнечной системы.
Оглядев её окрестности, можно увидеть, что соседние светила удалены от нас несколько неравномерно. Это означает, что сфера Хилла Солнца также весьма далека от геометрического совершенства. Возьмем, к примеру, систему Альфы Центавра. Она находится приблизительно в 4 световых годах от нас, но здесь две звезды, и их совместное притяжение будет больше, чем у Солнца. В результате именно в этом направлении граница нашей сферы Хилла будет пролегать ближе к нам. Если посмотреть в другую сторону, на звезду Барнарда, мы в 6 световых годах увидим красного карлика. Он не такой массивный, как Солнце, поэтому гравитационное воздействие нашего светила ощущается гораздо дальше. Надо понимать, что орбиты объектов, находящихся в такой дали от звезды, очень ненадежны. Малейшее возмущение может кардинально изменить их траекторию. Сегодня астрономы считают, что относительно прочно те или иные небесные тела могут быть «привязаны» к нашему светилу на расстоянии в 1 световой год, несмотря на то, что его сфера Хилла может простираться в 2-3 раза дальше.
Какого они могут быть размера?
Есть ли хоть что-нибудь на таком расстоянии от Солнца? Там располагается облако Оорта, содержащее миллиарды и триллионы разного рода заледенелых объектов. Считается, что именно оттуда в наши края прилетают долгопериодические кометы, которые совершают один оборот вокруг Солнца за десятки и сотни тысяч лет. «Вояджерам» потребуется около 300 лет лишь для того, чтобы достигнуть облака Оорта, и от 30 до 150 тысяч, чтобы преодолеть его. Астрономические расстояния действительно умопомрачительны, не правда ли?
Насколько большой может быть та или иная звездная система? На этот счет можно только выдвигать предположения. Теория утверждает, что масса отдельно взятой звезды не может превышать 150 солнечных. Практика, однако, показывает немного иное - самая тяжелая из тех, что известны науке, R136a1, массивнее нашего светила приблизительно в 300 раз. Она находится в очень плотном скоплении, из-за чего её гравитация конкурирует со множеством соседних звезд. Это значительно уменьшает размеры её сферы Хилла. Но в отсутствие соперников, будучи, так сказать, монополистом, R136a1 могла бы раскинуть сферу своего гравитационного влияния на сотни и тысячи световых лет.
Читайте также:
Больше познаваемого читайте на нашем сайте: poznavaemoe.ru