Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

ГОРНЫЙ АЛТАЙ. Аскат: Николай Чепоков и сказка его странствий

Оглавление

Однажды утром, в ясный и тёплый день начала осени мы собрались поехать в Аскат – село мастеров и художников в Чемале.

Мне предстояло познакомиться с интересной парой: муж, который успешно вёл дела в Новосибирске, вдруг в один прекрасный день решил послать к чёрту блага цивилизации и уехать на Алтай. Наверное, этому внутреннему перелому и изменениям в шкале ценностей что-то предшествовало, но, поскольку я ничего об этом не знаю, то и предположений строить не буду.

Жена поддержала его решение, и таким образом в Аскате в своём просторном доме обосновались Вадим и Люся.

-2

Как пояснил мне мой друг, это не просто дом, а дом и художественная галерея, где представлены картины алтайских мастеров живописи. Кроме того, Люся освоила небольшое ремесло: она делала глиняные алтайские свистульки – окарины, которые также называют керамическими флейтами.

Мне очень нравится атмосфера алтайских деревень. В них уютно, самобытно, а среди деревянных домов и изб можно увидеть даже традиционный алтайский аил, стоящий прямо во дворе.

-3

Я и прежде видела Аскат издали, проезжая мимо. Только однажды, направляясь на другой берег Катуни, мы прошли по его главной и, наверное, единственной улице. Успела заметить, что это опрятная уютная деревушка с добротными домами. На воротах некоторых имелись вывески о продаже картин, сувениров или о том, что здесь работает галерея.

Дорога в Аскат. Вид с моста через Катунь
Дорога в Аскат. Вид с моста через Катунь

Когда мы приехали в этот раз, нас уже ждали. Вадим и Люся оказались приветливыми, улыбчивыми, и отдельно я отметила про себя, что у Вадима удивительно светлые и чистые глаза. Без преувеличения, они излучали тихое умиротворённое сияние. Я вспомнила рассказы моего друга о том, что Вадим в своей «прошлой жизни» был человеком довольно жёстким, решительным и порой даже крутым.

-5

Ещё бросалось в глаза, что хозяин дома в отличной физической форме. Ни грамма лишнего, только мускулы и мышцы. Позже он показал мне на далёкую гору, поросшую лесом, на вершине которой луч света отбивал золотую искру от купола часовенки, и сказал: «Я стараюсь каждый день найти время, чтобы подняться туда».

Часовня на вершине горы, куда поднимался Вадим
Часовня на вершине горы, куда поднимался Вадим

«Как! – поразилась я, – гора ведь довольно высокая и крутая!» Он только улыбнулся.

Дорога в Аскат. Старый мост. Мне в давние времена доводилось переходить по нему на противоположный берег Катуни. Позднее мост заметно разрушился, и на него уже никто не ступал – это опасно для жизни
Дорога в Аскат. Старый мост. Мне в давние времена доводилось переходить по нему на противоположный берег Катуни. Позднее мост заметно разрушился, и на него уже никто не ступал – это опасно для жизни

Во дворе стояло сооружение, похожее на уменьшенную модель звездолёта или машины времени. Шучу, конечно, но вид диковинного керамического устройства вызвал у нас вопросы.

Оказалось, это печь, в которой готовят разные блюда, мясо, а сегодня нас ожидал плов из чудо-печки.

-8

Посреди двора, где, как водится, расположились хозяйственные постройки, восседал крупный палевый пёс.

Он встретил нас добродушно (впрочем, здесь всё излучало добродушие), и хвост его работал не переставая, как маятник отсчитывая секунду за секундой. Нас познакомили: это Малыш, ему семь месяцев. Семь месяцев?!!! Этому телёнку? Вот так Малыш!

Малыш
Малыш

В доме было прохладно, чисто и просторно. Чуть позже вошёл человек средних лет – алтаец с простым, добрым и даже несколько наивным выражением широкого лица. Его маленькие глаза словно искрились улыбкой. Он казался скромным, но не застенчивым – знаете, бывают такие «негромкие» люди.

«У нас сегодня гостит Николай», – сказала Люся. Она сказала это так, как будто мы должны были знать, кто такой Николай и почему так важно, что он здесь гостит.

-10

Но мы не знали. Тогда хозяева проводили нас в галерею, и там я впервые увидела рисунки тушью алтайского художника-самородка Николая Чепокова по прозвищу Таракай.

Это был 2012 год.

Пока шли в галерею, я опасалась, что долг гостя и простая вежливость будут вынуждать меня хвалебно отзываться о картинах, которые мне не понравятся. Придётся натужно улыбаться, искать «обтекаемые» эпитеты, чтобы никого не обидеть, и стараться бочком выскользнуть на свободу.

-11

Но когда я увидела первый рисунок, я вовсе забыла о том, что мне нужно что-то говорить. Я почувствовала только, что это талантливо, невероятно талантливо.

Перед моими глазами тонкое кружево лёгких линий причудливо струилось, переплеталось в затейливые узоры, и из этих узоров и сплетений рождались образы Юной Ночи, Влюблённого охотника, над которым склонилась Луна, и Спящей девушки, которой снится Весна.

-12

А потом я сидела рядом с Николаем за большим столом и смотрела, как под его пером на бумаге рождается чудо.

Рука художника порхала без всяких усилий, и казалось, само перо рождает причудливые узоры и волшебные образы алтайских духов гор и рек и героев волшебно-красивых преданий: Семиголового людоеда Дельбегеня, богатыря Сартакпая, творца всего сущего Ульгеня и властителя царства мёртвых Эрлика.

Если быть точной, Николай Чепоков – кумандинец. Так было указано в записке, найденной среди пеленок в люльке младенца, оставленного у дверей Улалинского дома малютки: «Чепоков Николай Анатольевич, кумандинец, родился 30 января 1961 г.»
Если быть точной, Николай Чепоков – кумандинец. Так было указано в записке, найденной среди пеленок в люльке младенца, оставленного у дверей Улалинского дома малютки: «Чепоков Николай Анатольевич, кумандинец, родился 30 января 1961 г.»

Перо неуловимо быстро бежало по бумаге, а Николай просто лучился спокойной благодатной радостью и чуть заметно улыбался.

В тот день я услышала историю его жизни. Сейчас основные её факты общедоступны в Википедии, но тогда Таракай не был так известен. Он просто, без всякого апломба и драматизма, легко, дружелюбно, улыбчиво, не переставая рисовать, рассказывал, и речь его вилась так же воздушно и невесомо, как линии чудесных рисунков.

-14

Николай – сирота, и воспитывался в детском доме. Наверное, он рисовал сколько себя помнил. Это была потребность и дар, над которыми Таракай не задумывался. Он вообще открыт, чист и прозрачен мыслями и чувствами как ребёнок, ничего не усложняет, ни на кого не обижается, и своим примером доказывает, что жизнь – это во вторую очередь цепь событий, а в первую очередь – наше отношение к ней.

Возможно, именно необходимость всегда находиться в интернатах со строгими запретами вызвала в нём непреодолимое желание странствовать. Дороги. Они манили художника всегда.

-15

Закончив ПТУ и выучившись на плотника, Николай работал на стройке, настилал полы, а потом бросил всё, и начались его бесконечные странствования по дорогам Алтая. Он брался за любую работу: собирал папоротник, мыл золото, трудился кочегаром. А ещё – рисовал. Рисовал на чём придётся, и, когда бумаги не хватало, в ход шёл картон от коробок.

Читайте также:🎆

Люся рассказывала, что сам Николай не видел никакой особой ценности в своих рисунках, поэтому часто они шли на растопку костра, или он отдавал их тем, кому рисунки нравились – за пристанище на ночь, за чашку чая или еду.

Таракай – художественный псевдоним Николая Чепокова, взятый из алтайского эпоса «Маадай-Кара», и означает нищий бродяга, вечный странник, весельчак, философ
Таракай – художественный псевдоним Николая Чепокова, взятый из алтайского эпоса «Маадай-Кара», и означает нищий бродяга, вечный странник, весельчак, философ

Однажды, как рассказывал сам Таракай, в одной из деревень буйные местные парни – по-видимому, нетрезвые – избили его, и выпали, разлетелись по земле рисунки. Удивительно, но это отрезвило ребят, которым сначала так не понравился тихий и безответный странник, похожий на юродивого. Они собрали с земли рисунки, отдали Николаю и отпустили его.

Звучит фантастично, знаю, но слышала эту историю от самого художника. Неизвестно, правда это, или вымысел – возможно, доброта и терпимость Таракая рисуют ему другой мир, где все так же добры, не мыслят зла, и где сердца открыты для сострадания.

-17

Кстати, попытку поступить в художественное училище Николай предпринимал, но провалился – грамматика подвела, не сдал экзамен по русскому языку.

Дома у него не было. Нигде. А Николай мечтал о нём – настоящем, бревенчатом, который построит сам. Странствуя, Таракай останавливался у друзей, временами зимой жил в заброшенном доме своего знакомого – колол дрова, топил печь. А потом снова пускался в путь.

Постепенно пришла известность, ценители приезжали специально, чтобы купить рисунки Таракая в галереях. Но Николай – человек непрактичный, он как будто бы и вовсе не думал о деньгах, и обмануть его было проще простого.

Николай Чепоков. «Сказка тумана, рассказанная луной»
Николай Чепоков. «Сказка тумана, рассказанная луной»

Какой-то ушлый предприниматель взял у Таракая рисунки, чтобы выставить их в Европе – не помню, где, кажется, в Швейцарии. Пообещал художнику большую прибыль и славу, а потом сказал, мол, увы, денег нет, твои рисунки не вызвали интереса, я так, себе убыток эту выставку организовал.

Как потом выяснилось, выставка имела большой успех, тот пройдоха знатно погрел руки, а Николаю не досталось ничего.

Я выбрала два рисунка: большой под названием «Сказка тумана, рассказанная луной» – совершеннейший шедевр, изумительное фантазийное кружево; и поменьше – «Благодарный сон, предсказавший весну будущей осени».

Николай Чепоков. «Благодарный сон, предсказавший весну будущей осени». Тушь, перо
Николай Чепоков. «Благодарный сон, предсказавший весну будущей осени». Тушь, перо

На нём изображена спящая девушка, а рядом – марал, на рогах которого распустились весенние цветы. Как пояснил мне художник, у алтайцев марал означает суженого.

Так эти картины выглядят теперь у меня дома. Каждый раз, проходя мимо, я задерживаю взгляд на них, и радуюсь, и любуюсь.

-20
-21

А ещё Николай подписал мне книгу своих рисунков и графики «Грёзы Таракая».

Галерея «Бай-Терек». Николай Чепоков подписывает для меня книгу своих рисунков
Галерея «Бай-Терек». Николай Чепоков подписывает для меня книгу своих рисунков

-23

На титульном листе он буквально за пару минут изобразил себя и написал: «Лесе на долгую память от бродячего рисовальщика собственных заблуждений Таракая (Чепокова Ник. Ан.), 08.09.12»

-24

В этой чудесной книге прекрасны не только рисунки, но и подписи к ним. Николай – настоящий художник и в мастерстве слова, его поэзия поразила меня красотой и глубиной.

-25
«Тихая ночь – томная женщина. Длинные волосы – облака. Стоянка. Муж с женой чай пьют. Разговор идёт. Рядом ребёнок. Идиллия. Всё хорошо». Николай Чепоков. «Тихая ночь». Тушь, перо. 2003
«Тихая ночь – томная женщина. Длинные волосы – облака. Стоянка. Муж с женой чай пьют. Разговор идёт. Рядом ребёнок. Идиллия. Всё хорошо». Николай Чепоков. «Тихая ночь». Тушь, перо. 2003

«Печаль на юной щеке.

Когда стихнут твои шаги,

Подберу твоё горе.

В котомке, полной собственных слёз,

Есть ещё много места»

Николай Чепоков. «Каракольские озёра». Тушь, перо. 2003
Николай Чепоков. «Каракольские озёра». Тушь, перо. 2003

Там же, в галерее, мой взгляд упал ещё на одну картину, другого художника – Николая Торбокова. Две розы в стеклянном бокале.

-28

Картина была выполнена в любимой мною технике импрессионизма, и прозрачность стекла бокала прямо-таки осязалась. Теперь она тоже в моей коллекции.

-29

Приступая к написанию этого материала, я решила посмотреть в источниках, как теперь дела у Николая Чепокова. Я узнала, что ему подарили дом, так что мечты о собственном крове сбылись.

Художник по-прежнему много рисует – это и его любимая графика, и картины акрилом. Теперь его талант общепризнан, у него много почитателей, есть сайт с галереей его рисунков и картин, и цены на некоторые из них весьма внушительны. Например, одна из работ - большая картина, написанная акриловыми красками – стоит 250 000 рублей.

-30

Я рада, что у этого прекрасного художника и доброго, бесхитростного человека теперь всё хорошо.

А дальше нас ждал плов. Скажу вам, это был шедевр и по художественному, и по кулинарному исполнению. Не менее вкусный плов мне приходилось есть ещё только однажды, и тоже на Алтае. Готовился он на походной плите, что называется, «на коленке», но вкус был несравненный!

-31

А ещё Вадим и Люся предложили нам попробовать весьма неожиданный «коктейль»: водку с молоком. Мы очень удивились и высказали опасения, что такое сочетание может вызвать… ммммм… серьёзные расстройства пищеварения. Но хозяева рассмеялись и успокоили нас.

Несмотря на то, что я не поклонник крепких спиртных напитков, под плов, да ещё в таком экзотическом сочетании – с молоком, я решила-таки водочки выпить.

-32

И она, родимая, как говорит моя подруга Танчик, «пошла как тёща под лёд». Приятным бонусом стало то, что никаких неприятных ощущений, тяжёлого мутного опьянения не было. Действительно: неожиданное сочетание, но вполне себе симпатичное.

Потом Люся показывала мне свои керамические флейты – окарины – и немного поиграла на них. Алтайское название флейт переводится как «голос в ущелье» или «голос среди скал».

-33

Звучат они по-разному: маленькие – высоко и звонко, а большие издают глубокое, низкое звучание. Сразу мысли уносятся куда-то в бескрайние степи, где шумит трава, стучат копытами кони, а в горах цветёт маральник.

Этот день остался в моей памяти как один из самых светлых и счастливых.

-34

Когда мы возвращались, в небе над Катунью, которая в эту пору была нефритовой, поднялся серпик молодого месяца.

-35

Я стояла у края дороги, смотрела на реку и думала о том, что солнце на дворе гостеприимного дома, голос Николая, рассказывающего сказку своих странствий, образы Луны и Ночи навсегда останутся со мной.

Ещё один щедрый дар Алтая. Ещё один драгоценный день.

-36

Это четвёртый из цикла рассказов о Горном Алтае.

Читайте также:

Ранее:

ГОРНЫЙ АЛТАЙ. Ороктой и Куюс: у истоков мира
ГалопомПоЕвропам20 мая 2020

Далее:

©ГалопомПоЕвропам