Я нашла способ оказаться в Париже: без билета на самолёт, визы, досмотров – сразу в тёплых объятиях улиц, вымощенных брусчаткой, среди светящихся окон и множества вывесок, зазывающих в уютные магазинчики с сувенирами и кондитерские, из которых доносится восхитительный аромат кофе и круассанов.
Это было похоже на головокружительный сон, детскую сказку и сбывшуюся мечту одновременно: словно фея, я летала над городом, и гладь вод Сены отражалась в лёгких стрекозиных крыльях, отливающих радугой.
Вонзался в облака узкий шпиль собора Нотр-Дам – и совсем не было удивительно, как мог он возродиться из пожарища.
Приветливо пускали тонкие струйки дыма трубы над мансардами домов, а кобальтово-синее вечернее небо, будто густую акварель мокрой кистью, разбавляла светоносным лучом Эйфелева башня.
«Так не бывает», – скажете вы.
Бывает! «Окно в Париж» открыл мне художник по имени Мишель Делакруа (Michel Delacroix).
Рада познакомить вас с его творчеством, предвкушаю удовольствие, которое вы получите – особенно поклонники живописи в стиле «наив», вместе с которыми совсем недавно мы улыбались светлому и доброму искусству англичанина Гэри Банта.
Обычный французский сорванец, родившийся в 1933 году в знаменитом районе Монпарнас XIV-го округа Парижа, Мишель начал рисовать в раннем детстве. Оно пришлось на период немецкой оккупации города, и в памяти мальчика любимый Париж навсегда остался тихим, несуетным, немноголюдным – словно затерянный идеальный мир во Вселенной, которая неотвратимо расширяется с нарастающим ускорением – идеальный мир, где время навеки остановилось.
Будущий художник с замиранием сердца слушал рассказы своей няни о невозвратимо ушедшем блистательном Париже «до начала времён» – ещё до той, Первой Мировой войны – Париже беспечном, роскошном, богемном, артистичном.
Именно поэтому в «его» Париже по улицам ездят омнибусы и автомобили с клаксонами, гуляют респектабельные мсье в котелках и дамы в элегантных туалетах.
Дети, сопровождаемые гувернантками, катают обруч, на набережной резвятся маленькие собачки, а хозяева галантерейных магазинчиков и лавочек с овощами по обыкновению заводят разговоры с посетителями, сообщая последние городские новости.
Так родился «наивный» Париж Мишеля Делакруа – без потоков машин и вечного столпотворения, кичливых вывесок «улицы тщеславия» avenue des Champs-Élysées и бойкой торговли в саду Тюильри, небоскрёбов «парижского Манхэттена» La Défense и опутанной металлическими коммуникациями экстравагантной громады Центра Помпиду. Париж уютный, бесхитростный, сохранивший провинциальную невинность.
Но случилось это три десятилетия спустя, а пока юноша окончил располагавшийся в самом сердце Латинского квартала престижный Lycée Louis-le-Grand – среднюю школу, в которой училась французская интеллектуальная элита: будущие государственные деятели, учёные, дипломаты, писатели. Однако Делакруа избрал иной путь: получив художественное образование в École des Beaux-Arts, принялся увлечённо экспериментировать с различными жанрами и направлениями.
На творческие искания ушло несколько лет, и лишь к своим 35-ти Мишель окончательно определился со стилем, вернувшись, по сути, к истокам: его Париж, изображённый в «детской» манере, встретил восторженную реакцию ценителей живописи.
Говоря профессиональным языком, Мишель Делакруа пишет в стиле Naïve Art, превратив его в свой «фирменный» стиль.
Под кистью художника расцветает нежный, фантазийный, «пряничный», но такой уютный, знакомый, «домашний» Париж – с высокими окнами и черепичными крышами, уединёнными двориками и арками, увитыми плющом, дымящими трубами и крошечными мансардами.
У меня, как и у всех, кому посчастливилось побывать в городе любви, моды и романтики, есть «свой» Париж: усеянный, словно бусами, разноцветными огнями, с всевидящей световой нитью Эйфелевой башни, тяжёлыми дубовыми дверями парадных, цветниками под окнами мансард, вечным праздником Champs-Élysées, мистикой собора Нотр-Дам и круглыми пирожными макарон, которые имеют цвета сказочной страны единорогов и вкус райского блаженства.
Mon Paris:
Но даже если бы я не была в Париже ни разу – взглянув на картины Мишеля Делакруа, почувствовала бы себя на этих купающихся в сладостной тишине укромных улочках, освещённых газовыми фонарями, совершенно дома: таково волшебное свойство его целительной живописи.
Самые любимые картины – «зимние». На них оживает вся прелесть безветренного морозного дня, когда низкое солнце окрашивает горизонт за крышами домов в нежно-розовый цвет.
Тихо падает, сыплется невесомая кисея, кружась в свете фонарей, танцуя в дымных облачках, струящихся из труб. Снежное одеяло укрывает улицы Парижа, и будто прозрачный кружевной занавес опускается перед зачарованным взглядом – а за ним куда-то спешат автомобили и пешеходы, светятся громадные окна Оперы.
Парочки замерли, прячась от снегопада под одним зонтом, дети лепят снеговиков, а собаки фыркают, опуская в пушистый снег любопытные носы.
Париж засыпает, убаюканный зимой, очертания домов кажутся размытыми, воды Сены словно остановились – зачарованное королевство, город-видение…
Сегодня живопись «художника снов и поэтического прошлого», как сам себя называет Мишель Делакруа, известна во всём мире и является предметом вожделения коллекционеров и галеристов.
Его работы выставлялись более 300 раз: в Европе, Японии, на Тайване и в Гонконге; в США состоялись персональные выставки в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Сан-Франциско, Сиэтле, Бостоне, чему немало способствовал сын – успешный галерист Бертран Делакруа (1965–2015), основавший галереи изящного искусства в Нью-Йорке и Бостоне.
Читайте также:💑
5 декабря 2015 года в Axelle Fine Arts Galerie на Бродвее открылась выставка мастера под названием Le Temps Retrouvé.
По сути, в 90-е годы Мишель Делакруа жил на две страны, поскольку в 1994 году был назначен официальным художником XXVI летних Олимпийских игр–1996 в Атланте.
В честь 100-летия современных Олимпийских игр была написана работа «Олимпиада 1896 года», которая использовалась для создания официального плаката к Играм–1996 в специальной ограниченной серии.
Колоритные сценки из городской жизни, улочки Парижа и нежные пейзажи его пригородов кисти Мишеля Делакруа являются украшением частных собраний, а также составляют часть постоянной экспозиции Musée d'Art Naif International и Musée national d’Art moderne культурного центра Жоржа Помпиду в Париже.
За полвека плодотворной деятельности художник был удостоен самых престижных наград в искусстве: «Grand Prix des Amateurs d’Art», Париж, 1973 год, «Grand Prix de la Cote d’Azur», Канны, 1976 год, «Premier Prix de Sept Collines», Рим, 1976 год.
Дети Мишеля Делакруа пошли по его стопам: сын Фабиель Делакруа и дочь Фабьен (Fabienne Delacroix, род. 1972) – живописцы. Фабьен продолжила семейную традицию и пишет лирические холсты с жанровыми сценками и пейзажами парижских улиц, пронизанные поэзией ушедшей эпохи.
После восьми лет отсутствия она вернулась в родной город и сейчас работает в мастерской, расположенной в XIV-м округе Парижа, которую ранее занимал её отец.
А родоначальник художественной династии продолжает черпать вдохновение в бесконечных панорамах Монмартра и Монпарнаса, острова Сите и Латинского квартала, Елисейских полей и Булонского леса.
«Je vois la vie en rose» («Я вижу жизнь в розовом свете») – пела несравненная Эдит Пиаф. Любящие глаза способны увидеть отразить всю красоту мира – как умеет это делать Мишель Делакруа, даря нам Париж в розовом свете, Париж, в котором всё становится воплощением гармонии и совершенства.