Найти тему

Календарь на Руси

Календарь - одна из форм систематизации окружающего нас мира. При помощи календарей человек издревле высчитывал периоды, наиболее подходящие для разных форм хозяйственной деятельности. Более других в составлении календарей преуспели аграрные цивилизации Востока (в частности, шумеры).

Разные народы для своих календарей использовали разные точки отсчета. Многие использовали в качестве события для начала исчисления сотворение мира, но каждый этнос использовал разные даты, связанные с историей, культурой и религиозными мировоззрениями племени.

На Руси с 988 года действовал принятый в христианских странах юлианский календарь, летоисчисление в котором велось от сотворения мира. «В год 6370 [от сотворения мира]. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. ... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.» - Повесть временных лет о призвании варягов на Русь.

В Западной Европе с VIII века получило распространение летоисчисление «от Рождества Христова». Россия перешла на него в эпоху реформ Петра Великого. По указу императора от 19 декабря 7208 года от «сотворения мира» после 31 декабря 7208 от «сотворения мира» следовало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Тогда же было утверждено празднование наступления нового года 1 января, вместо традиционного для Руси 1 марта.

Из-за несовершенства юлианского календаря, со временем в нём стали накапливаться ошибки, а даты весеннего равноденствия и привязанные к ним церковные праздники начали смещаться относительно природных циклов. Тогда, указом Папы Римского Григория XIII, в католических странах был установлен новый календарь, в котором этот недостаток устранялся. Россия, как православная держава, католический календарь не приняла, а потому возник разрыв в датах между Востоком и Западом, которые придерживались разных течений христианства.

Данный разрыв, к началу ХХ века достигший 13 дней, был устранён в 1918 году, когда новая, революционная власть распространила на Россию действие григорианского календаря. Но Русская Православная Церковь отказалась принимать католический календарь, а потому использует юлианский по сей день. Этим объясняется разрыв до- и послереволюционных дат, по этой причине католики и большинство православных празднуют Рождество в разные даты.

Изменение календаря повлекло за собой и ещё одно неожиданное последствие. В России появился новый, уникальный праздник – Старый Новый год, празднуемый ежегодно с 13 на 14 января по григорианскому календарю, и выпадающий на 31 декабря – 1 января по юлианскому.

Также интересный факт заключается в том, что в Российской империи цикл зимних праздников начинался с 25 декабря – Рождества Христова, а завершался 6 января, праздником Богоявления, более известного в народе как Крещение Господне. В настоящий момент привязка к религиозным праздникам в зимних торжествах сохранилась лишь частично, государственные выходные включают только Рождество (7 января).

Существовавшая в Российской империи традиция устроения зимних праздников к настоящему моменту, к сожалению, практически утрачена. В городах и сёлах устраивались праздничные ярмарки с развлечениями и различными увеселениями. В сельской местности популярным был такой вид развлечения, как кулачные бои – драки «стенка на стенку» между мужчинами разных сёл и деревень (зачастую относившихся к одному приходу). А традиция святочных рассказов? Вспомнит ли кто сейчас об этом?

И даже несмотря на завершение праздников церковных, праздник у людей продолжался – наступала пора шумных свадеб, которые спешили успеть сыграть до начала Великого поста, в крупных приходах по несколько в день.

В качестве иллюстрации – страница из Памятной книжки с указанием праздников на 1916 год.