День "Картинок"
или Как попытка вывести из коллекции "лишние" пластинки обернулась неудачей и высочайшим эстетически наслаждением.
Ранее я уже заводил речь о фортепианном цикле "Картинки с выставки" знаменитого русского композитора Модеста Мусоргского. Вспоминал, что Святослав Рихтер отдавал однозначное предпочтение именно первоначальной, авторской фортепианной версии перед оркестровой обработкой "Картинок" Мориса Равеля.
Был разговор и о посмертной выставке друга композитора - художника Гартмана, под впечатлением от которой Мусоргский и создал своё выдающееся музыкальное произведение (1874 г).
Кстати сказать, из выставленных "картинок" Гартмана отражение в музыкальном произведении нашли только три: «Балет невылупившихся птенцов» (эскиз костюмов), «Хижина Бабы-яги» (у Мусоргского: «Избушка на курьих ножках. Баба-яга») и «Богатырские ворота Киева» (у Мусоргского: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве". Остальные пьесы были написаны по работам, находящимся в личном собрании композитора.
Мусоргский добавил к образу "поезд бабы-Яги" и ловко вывел устоявшийся образ Зла - Бабу Ягу - из темных, зловещих к доброму началу и "Богатырским воротам".
Можно сказать, что эта часть сюиты - "Избушка на курьих ножках. Баба Яга" - даёт начало сразу нескольким классическим музыкальным шабашам - «Ночи на Лысой горе» самого М. Мусоргского, «Бабе-Яге» и «Кикиморе» А. Лядова, Лешему в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, «Наваждению» С. Прокофьева.
На этом рисунке изображен - хоть со спины и трудно узнать - сам Гартман со своим спутником. Их сопровождает человек, освещающий путь керосиновым фонарем. Катакомбы заполнены стеллажами с человеческими черепами. В какой-то момент пустые глазницы черепов начинают светиться... Имел ли в действительности этот спуск в парижскую "преисподнюю" или это только фантазия художника, сказать трудно, но то, что автор музыки увлекает оторопевшего слушателя за собой, в глубь мрачного подземелья, к самому ядру скорби - это факт.
У Мусоргского этот рисунок стал фрагментом сюиты под названием "Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке". Композитор добавил ремарку: " ...творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо захвастались».
"Картинки" с посвящением Гартману были опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Оркестровку "Картинок с выставки" очень тонко, верно и сочно произвёл в 1922 году французский композитор Морис Равель. Хотя самое первое переложение для оркестра, правда только семи пьес, сделал в 1888 году, раньше Равеля сделал русский композитор Михаил Тушмалов. А всего существует более сорока переложений этой фортепианной сюиты!
И конечно же такие, оркестрованные "Картинки...", не составляя конкуренции оригинальной версии, стали для меня самостоятельной ценностью. Всё более и более "перевешивающей" авторский, "чисто фортепианный" взгляд на художественную, вошедшую в историю мировой музыки выставку Виктора Гартмана.
В общем снял я с полки пачку пластинок с различными прочтениями шедевра Мусоргского, чтобы ещё раз прикоснуться к прекрасному, подтвердить или опровергнуть устоявшиеся симпатии, перетряхнуть представления, а заодно, если получится,"отфильтровать" пару-тройку "лишних" экземпляров.
К несчастью для этой идеи, я начал с записи английского пианиста Гарри Граффмана, кстати, последователя русской пианистической школы, ученика гениального выходца из России Владимира Горовица...
Я прослушал эту пластинку трижды. - Трижды! Хотя именно она была первым кандидатом "на отчисление", но ... только укрепила своё положение в коллекции.
Вторым светлым пятном на фоне этого пасмурного дня стали "Картинки", оркестрованные и исполненные Владимиром Ашкенази и Филармоническим Оркестром. - Замечательно! И замечательно вдвойне, поскольку альбом, выпущенный на Decca, закрывают "Половецкие пляски" Бородина. - Очень цельное, законченное впечатление.Еще одна версия "Картинок"
Прослушал "Картинки", какими их понимает известный пианист Лазарь Берман. И вновь - великолепно! Классический вариант. Только фортепиано. - И вновь не оторвёшься.
Вот ещё несколько альбомов с записью этого прекрасного произведения:
А ведь ещё есть у меня и прекрасная запись Екатерины Мечетиной! - Одна из лучших.
В 1971 году, на волне рок -музыки пытались переосмыслить музыку русского композитора, поднять её на новую высоту и прог-симфо-рокеры, знаменитые виртуозы Emerson, Lake & Palmer. Однако, больше, чем забавным экспериментом, эта запись так и не стала.
...Кончился день. А точнее - два. И силы кончились. Но это очень хорошая усталость. Я бы даже сказал, наполненность.
Сделан ещё один шажок к пониманию этого выдающегося произведения русской фортепианной и композиторской школ - "Картинок с выставки" Модеста, нашего, Петровича Мусоргского.
В итоге в коллекции остаются все имеющиеся альбомы этого цикла. "Слушания по делу" продолжу еще и завтра. Но уже не исключения ради, а токмо удовольствия для! "Выступят" Рихтер и Орманди!
Продолжение рассказа о моей музыкальной коллекции следует. Следите за публикациями канала "5 лучших!"
Искренне Ваш, Л.К.