Найти тему
5 лучших!

Мистика, нечисть, черепа... Но как это прекрасно звучит!

Виниловая пластинка с записью фортепианной сюиты Модеста Мусоргского "Картинки с выставки".  Исп. - Святослав Рихтер. "Мелодия". Запись 1958 г. Переиздание - 1976 г.
Виниловая пластинка с записью фортепианной сюиты Модеста Мусоргского "Картинки с выставки". Исп. - Святослав Рихтер. "Мелодия". Запись 1958 г. Переиздание - 1976 г.

День "Картинок"
или
Как попытка вывести из коллекции "лишние" пластинки обернулась неудачей и высочайшим эстетически наслаждением.

Ранее я уже заводил речь о фортепианном цикле "Картинки с выставки" знаменитого русского композитора Модеста Мусоргского. Вспоминал, что Святослав Рихтер отдавал однозначное предпочтение именно первоначальной, авторской фортепианной версии перед оркестровой обработкой "Картинок" Мориса Равеля.

Эта виниловая пластинка хороша тем, что на одной стороне записаны "Картинки" в исполнении Рихтера, а на другой - оркестровая версия (Дир. - Антал Дорати).
Эта виниловая пластинка хороша тем, что на одной стороне записаны "Картинки" в исполнении Рихтера, а на другой - оркестровая версия (Дир. - Антал Дорати).

Был разговор и о посмертной выставке друга композитора - художника Гартмана, под впечатлением от которой Мусоргский и создал своё выдающееся музыкальное произведение (1874 г).

Кстати сказать, из выставленных "картинок" Гартмана отражение в музыкальном произведении нашли только три: «Балет невылупившихся птенцов» (эскиз костюмов), «Хижина Бабы-яги» (у Мусоргского: «Избушка на курьих ножках. Баба-яга») и «Богатырские ворота Киева» (у Мусоргского: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве". Остальные пьесы были написаны по работам, находящимся в личном собрании композитора.

В. Гартман. Эскиз городских ворот.
В. Гартман. Эскиз городских ворот.
В. Гартман. Избушка Бабы-Яги. Художник изобразил часы в виде сказочной избушки на курьих ножках.
В. Гартман. Избушка Бабы-Яги. Художник изобразил часы в виде сказочной избушки на курьих ножках.

Мусоргский добавил к образу "поезд бабы-Яги" и ловко вывел устоявшийся образ Зла - Бабу Ягу - из темных, зловещих к доброму началу и "Богатырским воротам".

Можно сказать, что эта часть сюиты - "Избушка на курьих ножках. Баба Яга" - даёт начало сразу нескольким классическим музыкальным шабашам - «Ночи на Лысой горе» самого М. Мусоргского, «Бабе-Яге» и «Кикиморе» А. Лядова, Лешему в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, «Наваждению» С. Прокофьева.

В. Гартман. «Катакомбы парижские».
В. Гартман. «Катакомбы парижские».

На этом рисунке изображен - хоть со спины и трудно узнать - сам Гартман со своим спутником. Их сопровождает человек, освещающий путь керосиновым фонарем. Катакомбы заполнены стеллажами с человеческими черепами. В какой-то момент пустые глазницы черепов начинают светиться... Имел ли в действительности этот спуск в парижскую "преисподнюю" или это только фантазия художника, сказать трудно, но то, что автор музыки увлекает оторопевшего слушателя за собой, в глубь мрачного подземелья, к самому ядру скорби - это факт.

У Мусоргского этот рисунок стал фрагментом сюиты под названием "Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке". Композитор добавил ремарку: " ...творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо захвастались».

В. Гартман. «Восстание в Польше». У Мусоргского - "Быдло". При этом уточнялось, что "быдло" - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.
В. Гартман. «Восстание в Польше». У Мусоргского - "Быдло". При этом уточнялось, что "быдло" - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.

"Картинки" с посвящением Гартману были опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Оркестровку "Картинок с выставки" очень тонко, верно и сочно произвёл в 1922 году французский композитор Морис Равель. Хотя самое первое переложение для оркестра, правда только семи пьес, сделал в 1888 году, раньше Равеля сделал русский композитор Михаил Тушмалов. А всего существует более сорока переложений этой фортепианной сюиты!
И конечно же такие, оркестрованные "Картинки...", не составляя конкуренции оригинальной версии, стали для меня самостоятельной ценностью. Всё более и более "перевешивающей" авторский, "чисто фортепианный" взгляд на художественную, вошедшую в историю мировой музыки выставку Виктора Гартмана.

В общем снял я с полки пачку пластинок с различными прочтениями шедевра Мусоргского, чтобы ещё раз прикоснуться к прекрасному, подтвердить или опровергнуть устоявшиеся симпатии, перетряхнуть представления, а заодно, если получится,"отфильтровать" пару-тройку "лишних" экземпляров.

К несчастью для этой идеи, я начал с записи английского пианиста Гарри Граффмана, кстати, последователя русской пианистической школы, ученика гениального выходца из России Владимира Горовица...

-7

Я прослушал эту пластинку трижды. - Трижды! Хотя именно она была первым кандидатом "на отчисление", но ... только укрепила своё положение в коллекции.


Вторым светлым пятном на фоне этого пасмурного дня стали "Картинки", оркестрованные и исполненные Владимиром Ашкенази и Филармоническим Оркестром. - Замечательно! И замечательно вдвойне, поскольку альбом, выпущенный на Decca, закрывают "Половецкие пляски" Бородина. - Очень цельное, законченное впечатление.Еще одна версия "Картинок"

Ещё одна версия "Картинок..." из моей виниловой коллекции, уже от Владимира Ашкенази. С теми самыми "Воротами" на обложке.
Ещё одна версия "Картинок..." из моей виниловой коллекции, уже от Владимира Ашкенази. С теми самыми "Воротами" на обложке.

Прослушал "Картинки", какими их понимает известный пианист Лазарь Берман. И вновь - великолепно! Классический вариант. Только фортепиано. - И вновь не оторвёшься.

-9

Вот ещё несколько альбомов с записью этого прекрасного произведения:

...Юджин Орманди с "филадельфийцами",
...Юджин Орманди с "филадельфийцами",
...Витольд Ровицкий с Национальным филармоническим оркестром Варшавы.
...Витольд Ровицкий с Национальным филармоническим оркестром Варшавы.
...оркестровая версия Зубина Меты.
...оркестровая версия Зубина Меты.
...и вновь Святослав Рихтер, в составе сборной пластинки издания начала 60-х годов.
...и вновь Святослав Рихтер, в составе сборной пластинки издания начала 60-х годов.

А ведь ещё есть у меня и прекрасная запись Екатерины Мечетиной! - Одна из лучших.

Компакт-диск Екатерины Мечетиной . Её взгляд на "Картинки..." нельзя не разделить!
Компакт-диск Екатерины Мечетиной . Её взгляд на "Картинки..." нельзя не разделить!

В 1971 году, на волне рок -музыки пытались переосмыслить музыку русского композитора, поднять её на новую высоту и прог-симфо-рокеры, знаменитые виртуозы Emerson, Lake & Palmer. Однако, больше, чем забавным экспериментом, эта запись так и не стала.

Emerson, Lake & Palmer – Pictures At An Exhibition.
Emerson, Lake & Palmer – Pictures At An Exhibition.

...Кончился день. А точнее - два. И силы кончились. Но это очень хорошая усталость. Я бы даже сказал, наполненность.
Сделан ещё один шажок к пониманию этого выдающегося произведения русской фортепианной и композиторской школ - "Картинок с выставки" Модеста, нашего, Петровича Мусоргского.

В итоге в коллекции остаются все имеющиеся альбомы этого цикла. "Слушания по делу" продолжу еще и завтра. Но уже не исключения ради, а токмо удовольствия для! "Выступят" Рихтер и Орманди!

Продолжение рассказа о моей музыкальной коллекции следует. Следите за публикациями канала "5 лучших!"

Искренне Ваш, Л.К.