Найти в Дзене

Бесцельный труд исторического значения

Обычно схожесть этих девушек на картине аргументируют тем, что они - сестры. Но едва ли семейные черты могут тиражироваться настолько настойчиво, тем более, что в мифологии Данаид было намного больше, чем на картинах.

Дочери царя Даная. Фернанд Сабатэ. 1900 г.
Дочери царя Даная. Фернанд Сабатэ. 1900 г.

Данаиды - это дочери царя Даная, якобы проживавшие лет эдак за 700 до создания Римской империи. Наиболее известная в живописи версия о Данаидах - это версия Джона Уильяма Уотрехауса. Он писал этот сюжет несколько раз и картина существует минимум в трех версиях, но даже если сосчитать всех, изображенных на них девушек, все же их будет много меньше пятидесяти, а у Царя Ливии Даная было именно пятьдесят дочерей.

Все они были очень хороши собой и к ним весьма настойчиво сватались сыновья Египта - царя одноименного государства, которых было тоже ни много, ни мало - пятьдесят. Данай выдавать своих дочерей замуж не хотел. Его смущало не столько близкое родство потенциальных женихов (все они приходились Данаю племянниками т. к. их отец Египт был его братом) сколько пророчество, согласно которому Данай должен был погибнуть от рук зятя. Эта перспектива настолько пугала царя, что он решился покинуть свое государство, построил первый в истории пятидесятивесельный корабль и пустился в морское плавание, дабы обрести пристанище в стране, куда не доберутся настойчивые женихи.

Данаиды. Джон Сингер Сарджент. 1925 г.
Данаиды. Джон Сингер Сарджент. 1925 г.

После многодневного плавания Данай с дочерьми высадился на берегах Арголиды и стал просить там крова, ссылаясь на то, что его матерью была Ио, уроженка этих мест. Местные жители приютили царя и его дочерей, о чем вскоре были вынуждены пожалеть. Сыновья Египта были настолько впечатлены достоинствами дочерей Даная, что пустились вслед за беглянками и отыскали их даже на греческих берегах. Завязалась кровопролитная битва, в результате которой сыновья Египта победили и свадьба состоялась.

Но Данай не успокоился и на этом. Он наказал дочерям заколоть своих новообретенных мужей, как только те заснут в первую брачную ночь. Так что супружеская жизнь Данаид была совсем не долгой - все дочери царя исполнили волю отца, кроме одной только Гипермнестры, которая успела полюбить своего мужа Линкея. Интересно, что царь устроил суд над младшей дочерью за непослушание отцовской воле и от жестокой кары со стороны родного отца девушку спасло только заступничество самой Афродиты.

Данаиды. Уолтер Крейн. 1870 г.
Данаиды. Уолтер Крейн. 1870 г.

Впрочем, судили не только Гипермнестру, но и самого царя, которому боги повелели все же выдать дочерей замуж, для чего были устроены пышные атлетические игры и девушки достались в жены победителям. Сыновей же Египта попросту схоронили за городской стеной. В земной жизни, Данаиды не понесли за убийство никакого наказания, ибо они сделались убийцами не по своей воле, а по приказу отца, но, попав в Аид, они все же были наказаны. Загробной карой дочерей Даная стала бездонная бочка, которую девушки должны были наполнять водой. Это наказание тем более интересно, что в Греции была поговорка:

То ж, что море в сетях несть – у женщины спрашивать
О правах и путях.
(Стихотворная обработка поговорки взята из пьесы Марины Цветаевой "Ариадна").

Сюжет с Данаидами был популярен как в искусстве античности, так и у художников последующих эпох. Интересно, что, несмотря на то, что в мифологии все Данаиды - красавицы, они отнюдь не близнецы. Более того, сестрички были дочерьми от разных матерей. Но в живописи их, как правило, изображают очень похожими.

Отчасти это не удивительно, ведь и мифология поименно выделяет лишь немногих из дочерей Даная. Например, согласно одной из версий мифа, трех девушек звали Азия, Африка и Европа. Согласно другой версии, в Арголиду прибыло лишь сорок семь сестер т. к. Линда, Иалиса и Камира скончались во время остановки на Родосе. Но имена большинства Данаид мифология не сохранила. В этом логика мифа, который хранит лишь имена богов и героев, прочие - лишь тени на их фоне, их имена не важны. Поэтому, изображая всех Данаид похожими, художников идут вслед за мифолгией. Большинство, но не все.

Данаиды. Брайс Кэмерон Листон. 1965 г.
Данаиды. Брайс Кэмерон Листон. 1965 г.

Если для большинства живописцев внешняя схожесть Данаид - это скорее художественный прием, подчеркивающий мифологическую общность их судьбы, то для Джона Уильяма Уотерхауса - это специфический художественный подход. Он принципиально работал над одной картиной только с одной натурщицей и у всех персонажей на картине было только одно лицо. Этот прием стал со временем одной из "фишек" Уотерхауса - у художника почти нет картин с разными лицами. Вот и у всех Данаид на всех версиях этой картины, написанных Джоном Уильямом Уотерхаусом, лицо Гвендолин Ган.

Гвендолин не была профессиональной натурщицей, а всего лишь девушкой, проживающей по соседству. Она с детских лет дружила и с самим Джоном и с его сестрой Эстер. В пору девичества Гвендолин часто становилась героиней картин художника и их сотрудничество продолжалось вплоть до ее замужества. Собственно, это практически все, что нам известно Гвендолин. Она вела скромную и заурядную жизнь обычной викторианки, бесконечно далекой от драматичного мира высокого искусства. Сегодня мы бы и имени ее не знали, если бы в детстве ее соседом и другом по играм в салки не был Джон Уильям Уотерхаус, который сохранил ее лицо на десятках своих полотен, среди них - Данаиды, льющие воду частной судьбы в бездонную бочку истории.