Найти тему
Stas Medvedev (winetalks.club)

Таинственный Krug (часть 1 — начало)

21 октября, в международный день Шампанского мне посчастливилось стать участником исключительного события, о котором я уверен мечтают многие ценители Шампанского — вертикальной дегустации винтажных (или миллезимных) шампанских легендарного дома Krug.

-2

С Krug у меня своя личная история. Этот бренд всегда был у меня на слуху, даже когда я еще толком не увлекался винами. Такое название шампанского мне казалось каким-то странным. Совсем не французское звучание, сомнительные ассоциации с криминальным шансоном и отпугивающая высокая стоимость. Уже когда я неплохо ориентировался в винах и познакомился с другими именитыми шампанскими, я к своему стыду все так еще и не попробовал “Кружок”, как его порой ласково называют профессионалы. Вот все как-то не доводилось. Однажды, совершенно случайно в ходе одного застолья меня угостили винтажным Krug 2002. Такая спонтанная встреча с давно вожделенным Крюгом меня застигла абсолютно врасплох. Я помню как меня тогда поразило словно ударом молнии! К тому времени у меня был уже приличный дегустационный опыт, но это были совершенно новые для меня ощущения. Волшебный эликсир меня мгновенно околдовал, и я влюбился в Krug с первого глотка. Сейчас вспоминая наше первое знакомство, я искренне благодарен, что оно произошло так поздно. Тем сильнее и ярче было это первое впечатление — я четко осознал, что Krug находится совершенно в другом измерении относительно тех шампанских, что мне доводилось дегустировать до этого момента. Между ними была пропасть в несколько световых лет! Поразительная концентрация, глубина ароматов и вкусов, плотная текстура, многослойность, сложность и одновременно невероятная гармония.

Прежде, чем начать свой рассказ о мистическом доме Krug, я хотел бы кратко напомнить о специфике производства Шампанских вин. Хорошо разобравшись в этом процессе, мы сможем понять в чем именно столь сильное отличие Krug от многих тысяч других прекрасных представителей Шампани.

-3

Игристое вино из Шампани известно во всем мире, является символом успеха и неизменным атрибутом любого торжества. Шампанское уже стало именем нарицательным, при этом наименование места происхождения и его географическое указание охраняется законом. Проще говоря, только игристое вино, произведенное в Шампани методом вторичной ферментации в бутылках (Шампанский метод), имеет право называться шампанским.

Надо сказать, что законы производства шампанского очень жесткие и весь процесс строго регламентирован.

В Шампани разрешен только ручной сбор винограда, а моторизированный категорически запрещен. Шампанское можно изготавливать только из 7 разрешенных сортов винограда, но на практике чаще используют 3 основных: белый шардоне и красные пино нуар и пино менье.

-4

Собранный виноград прессуют, чтобы выдавить из ягод сок. Сегодня в регионе разрешены современные пневматические прессы, но как ни странно, много где используется до сих пор традиционный деревянный вертикальный пресс, который был изобретен в Шампани еще в XVIII веке. Традиционные шампанские прессы вмещают 4 т ягод “мар” (фр. marc, но не удивляйтесь, у нас часто произносят “марк”). С мара делают две выжимки: первая — «кюве» 2050 л, вторая — «тай» (хвост) 500 л.

Кстати, после кюве и тай, т.е. 2550 л, дальнейший продукты отжима использовать в производстве шампанского запрещено, они идут прямиком на дистиллят.

Из полученного виноградного сока сначала делают просто тихое вино (Vin Claire). Большинство производителей сегодня проводят винификацию в стальных чанах (50–1200 гл), появившихся здесь в начале 1960-х. Температура брожения от 15 до 22°, алкогольная крепость вина по окончании брожения — 10–11°. Кстати, такое низкое содержание алкоголя обусловлено климатической зоной Шампани — она считается одним из самых северных винодельческих регионов. Виноградники страдают от града, сильных зимних морозов и весенних заморозков. Виноград здесь находится на предельной грани своего вызревания. Таким образом, в процессе созревания, ягода не успевает набрать много сахара, но сохраняет высокую кислотность, которая является визитной карточкой вин региона.

-5

Важно понимать, что вина из разных сортов, разных коммун (деревень), разных виноградников, «кюве» и «хвосты» винифицируют по отдельности. Так получают много разных Vins Claires от одного урожая. По закону минимум 20% вин оставляют в качестве резервных на следующие годы. Резервные вина используют для производства немиллезимных шампанских, добавляя вина предыдущих урожаев к винам текущего урожая (базовым). Такое смешивание вин называется “ассамбляж” и считается самым трудным и ответственным этапом производства шампанского. Конечная формула ассамбляжа может быть очень сложной и в нее могут входить 100 различных вин. Забегая немного вперед скажу, что именно искусство ассамбляжа стало причиной и движущей силой создания собственного дома его основателем Йозефом Крюгом (Joseph Krug). Но об этом чуть позже…

-6

Итак, после того как главный винодел дома (Chef de Caves) «вывел» секретную формулу, вина смешивают в громадных чанах и разливают по бутылкам, добавляя при этом “тиражный” ликер (смесь вина, тростникового сахара и дрожжи), закрывают временной пробкой.

Именно стадия вторичной ферментации, когда примерно через 10 дней вино в закупоренных бутылках снова начинает бродить и превращается в игристое, является изобретением Шампани и делает этот метод отличным от других. Этот процесс называется «приз де мусс». 24 грамма сахара на бутылку в тиражном ликере дают давление в 6 атмосфер в бутылке.

-7

Бутылки спускают в погреб, укладывая на полки. В погребе должна поддерживаться постоянная температура не более 11°. Выдержка на осадке по закону для немиллезимного шампанского должна длиться минимум 15 месяцев, а для миллезимного — 3 года. Это в том числе обусловлено автолизом (разложением) дрожжей, который возникает только примерно через 2 года выдержки и в основном благодаря которому в шампанском формируется типичный аромат бриоша, тостов и т.п.

-8

Ближе к концу срока выдержки вина помещают на пюпитры и производят ремюаж: постепенное переворачивание бутылок вниз головой, чтобы сместить осадок к горлышку. Буквально в нескольких домах ремюаж до сих пор проводят вручную. Каждый день специалист-ремюёр поворачивает бутылки на 1/8 оборота каждый день и процесс продолжается примерно 3 недели. Сегодня чаще всего эту функцию выполняет машина — жиропалет (контейнеры на меняющих положение опорах, в среднем на 500 бутылок каждый). В них процесс сокращается до недели. После того как бутылки оказались вниз горлышками, их несколько недель держат в таком положении, а потом отправляют на дегоржаж (удаление дрожжевого осадка). Горлышко бутылки замораживают до -20°C, выбивают пробку и удаляют замороженный осадок, при этом немного вина выплёскивается, а вместо него добавляется экспедиционный ликёр (liqueur d’expédition — резервное вино, сахар, диоксид серы). С его же помощью можно изменить категорию шампанского, добавив большее или меньшее количество сахара (дозаж): Brut, sec, demi-sec, doux.

-9

Финальный этап — укупоривание постоянной пробкой и мюзле (проволочная сетка крепко удерживающая пробку) и наклеивание этикетки, кольеретки (этикетка на шее бутылки).

Весь цикл можно описать следующей последовательностью с множеством французских терминов:

Сбор урожая — прессование (кюве) — винификация (Vin Claire) — ассамбляж — тираж — приз де мусс — ремюаж — дегоржаж — дозаж.

Теперь, когда мы разобрались с технологией производства шампанского, самое время перейти к Krug. Обратимся к истории дома, которая поможет нам разгадать секрет Krug.

Продолжение читайте в следующей части.