Приветствую всех на самом познавательном канале!
Ведется очень много споров по поводу возникновения карт Таро. Предложим и мы свою версию их происхождения.
Карты типичной колоды таро делятся на две большие группы:
Старшие арканы — обычно 22 карты. Каждая из этих карт имеет свой оригинальный рисунок и уникальное название. Порядок следования карт и наименования в различных вариантах колоды таро иногда отличаются.
Карты мастей — четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Состоят из четырёх серий или мастей — Жезлов, Мечей, Кубков и Пентаклей. Каждая масть содержит Туза, Двойку, Тройку и так далее до Десяти, за которой идут «фигурные карты».
Пройдемся по тем вариантам происхождения Таро, которые нам предлагают открытые источники.
Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца, послужили прототипом современной колоде , состоящим из 78 карт. В 1465 году появляется колода Тарокки Мантеньи, структура которой основана на каббалистическом подразделении Вселенной, известном как 50 Ворот Бины. Колода состоит из 50 карт, 5 серий или мастей по 10 карт в каждой. Иногда историю таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная этим годом запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI, и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже.
Что мешает в версии происхождения карт в Италии? Тут есть несколько деталей, которые сразу же бросаются в глаза.
Первое. Ни для кого не секрет, что обычные карты пришли в Европу из исламского мира. Об этом свидетельствует запись итальянского живописца Никколо Кавелуццо, сделанная в 1379 году в хрониках его родного города. Игра в карты пришла из Сарацин и называется „наиб“». Эти ранние карты имели четыре масти: чаши, мечи, монеты, клюшки и фигуры, состоящие из короля и еще двух каких-то мужчин, имеющих определенный ранг.
И здесь хочется вспомнить о картах мамлюков. В отличии от обычных карт, в их колоде имелся не один, а аж 22 козыря. Именно столько козырей (старших арканов) имеют Таро. Совпадение? Попробуем разобраться.
До мамлюков о наличии такого большого количества козырей с конкретным числом никто не слышал. А кем вообще были эти мамлюки? А они были ревнителями суннитского ислама. После разгрома монголо-татарами Багдадского халифата именно они возродили Аббасидский халифат. Однако, реальная светская власть принадлежала не Аббасидским халифам, а мамлюкским султанам. Под защитой мамлюков находились и священные города мусульман, Мекка и Медина. При мамлюках наблюдался подъём культурной жизни в султанате. Но, самое интересное – это их происхождение, как сообщества. И она отсылает нас в Египет, так как мамлюки - это военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского и кавказского происхождения. Но ребята оказались себе на уме, и в 1250 году им удалось захватить власть в стране. Значит ли это, что след ведет в Египет? Пока еще нет.
Второе. Такая сложная система, как Таро, не могла возникнуть сама по себе, на ровном месте. Если отбросить суровое средневековье (там явно не было почвы для рождения нечто подобного), то может быть действительно все и началось в эпоху Возрождения? Тогда люди действительно создали очень много полезных и интересных штук. Прогресс, короче. Но и тут однозначно - вряд ли. Потому как, какими бы не были продвинутыми люди в период правления Медичи и Висконти, даже они черпали свои знания в документах античности, которые, в свою очередь, получили из Византии. Потому что именно там, пока папы в Европе нагнетали обстановку, что-то еще сохранилось от старых добрых греческих библиотек. Значит, стоит копнуть глубже. В Древний Рим или еще дальше - в Древнюю Грецию.
Практически все известные мыслители Древнего Рима или Греции, прежде чем создать свои школы, получали знания в Древнем Египте. Например, Диодор писал: «Наиболее образованные греки стремились посетить Египет для изучения самых главных принципов и законов; среди тех, кто посетил Египет, были Орфей, Гомер, Пифагор и Солон…»
Остановимся на Пифагоре. Философ и ученый, прежде чем основать свою школу пифагорейцев , неплохо проникся знаниями Египта. То, что он почерпнул там довольно много, оценили не только школьники, но и Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн.
Известно, что Пифагор получил от Самоса Поликрата рекомендательное письмо к фараону Амасису II. Фараон познакомил Пифагора со жрецами, которые не сразу, конечно, а спустя десяток лет, обучили его медицине и математике, а также допустили к запретным чужеземцам знаниям. По одной легенде он пробыл в Египте 22 года, пока его не прихватил с собой в Вавилон царь Камбис. Там Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока, наконец, не вернулся на родину.
А дальше понеслось. Немецкий философ и гуманист Иоганн Рейхлин обобщил пифагореизм, христианское богословие и каббалу. Немецкий оккультист Агриппа Неттесгеймский в «Оккультной философии» называл Пифагора «религиозным магом». Масоны во многом основывали своё сообщество на «школе Пифагора» в Кротоне. Розенкрейцеры использовали пифагоров символизм. Философ-мистик и теоретик музыки Роберт Фладд верил, что его музыкальные произведения навеяны Пифагором. Пифагорейство оказало влияние на алхимика Джона Ди , который считал, что всё в мире состоит из чисел. Основатель ордена иллюминатов Адам Вейсгаупт в книге «Пифагор» считал, что его общество должно напоминать сообщество пифагорейцев в Кротоне. Вольфганг Амадей Моцарт включил масонский и пифагорейский символизм в оперу «Волшебная флейта».
Но вернемся к Таро. Франк-масон из Франции Антуана Кур де Жебелена , который был в одной ложе и дружен с основателем США Бенджамином Франклином впервые озвучил историю происхождения Таро, как египетскую. Таро французского оккультиста Жана-Батиста Питуа тоже является египетским. Таро Тота Кроули и Таро Райдера — Уэйта – эти варианты также активно использовали египетскую символику. Но, несмотря на эти варианты исполнения колод, существуют и другие, не связанные, на первый взгляд с Египтом колоды Таро.
Чтобы понять, могли ли карты действительно быть созданы в 15 веке, обратимся к самим картам. Ведь, несмотря на различный дизайн, их основные названия и базовая символика оставались неизменными. Иногда не было нумерации, иногда ее меняли внутри старших арканов, потом добавляли иллюстрации к числовым арканам – да, все это было. Но…
Первое и, наверное, самое очевидное – наличие среди старших арканов карты Верховной Жрицы или Папессы.
Со всякими жрецами в женском обличье в Италии и Франции было покончено еще на заре внедрения в массы христианства. Любые попытки проявить свои таланты в таком ключе заканчивались, обычно, не очень жизнерадостно – под голосовое сопровождение толпы вокруг костра, где ярко и уверенно горели любые потенциальные жрицы.
Духовенство тоже не раздавало направо и налево титулы верховых жриц всем желающим. Поэтому возникает закономерный вопрос – откуда вообще такое понятие, как жрица, могло возникнуть в обществе, в котором вовсю разгорались суровые карательные операции инквизиции?
Если представить, что карта «Верховной Жрицы» отсылает нас к римской или греческой мифологии, подхваченной миланцами эпохи возрождения, то тогда другие карты Таро не укладываются в общую систему. А она явно должна быть. Система.
Следующая карта, к которой можно присмотреться повнимательней – Сила. На ней изображен человек, укрощающий льва. Причем, даже на самых ранних картах это именно девушка. Символизм?
С живыми львами в Европе было не то, чтобы плохо, но все равно как-то не очень . Только в некоторых историях святых львы упоминаются или ассоциируются с ними , но все равно такие данные носят больше аллегорический характер . Как развлечение, в боях со львами упражнялись еще в Древнем Риме, но опять же – источников того, что в средневековье львы свободно разгуливали по поместьям, обнаружить не удалось. А вот в Африке, на родине львов, а именно - в Древнем Египте часть мяса активно добывалась охотой на животных пустыни. Причем, ведущее место среди них занимали «иуа» — африканские быки, на которых египтяне охотились именно с помощью прирученных львов. Так что гипотетически такой эпизод реально мог иметь место. Причем, наглядно.
Дальше интерес представляют сразу несколько карт старших арканов – 17, 18 и 19. Или по другому – «Звезда», «Луна», и «Солнце». И ищем ответы на вопрос – почему именно эти карты и именно в таком порядке?
Начнем со «Звезды». В Египте, в период Древнего царства (правление фараонов III—VI династий) возник календарь, отправной точкой которого является появление на небе Сириуса – самой яркой звезды в созвездии Большого пса, совпадающим в Древнем Египте с летним солнцестоянием. Известно, что звезда Сириус (богиня Сопдет) связывалась с началом ежегодного разлива Нила в первых числах июня (середина июля по юлианскому календарю). Обращает на себя внимание ее образ. В отличие от многих других египетских богов, чье изображение имело непреодолимую тягу к животному миру, Сопдет рисовалась именно как женщина со звездой на голове. И зачастую - в лодке. То есть так или иначе она ассоциировалась с Нилом и началом Нового года. Получаем первую карту старшего аркана «Звезда», символизирующую надежду на то, что скоро воды великой реки позволят народу возродить землю и начать посевы.
Дальше. Сириус тесно связан с поясом Ориона, который ассоциировался с Осирисом. Как защитница умершего фараона, Сопдет сопровождала его и помогала ему взойти на небо. И здесь нужно немного углубиться в миф об Изиде и Осирисе, выдержки из которого, помимо прочего, приводятся в «Тексте пирамид», чей возраст около 3000 лет, позже отскрининного в «Книге мертвых».
Если кратко, то там рассказывается о том, как жена брата Осириса, приняв облик его собственной жены Исиды, соблазнила бога, что совсем не понравилось его брату Сету, который убил его, раскидав части тела по всему Египту. Исида, спрятавшись в болотах, горько оплакивала потерю - получаем карту «Луна», символизирующую ее слезы и одновременно разлив Нила. На карте Райдера — Уэйта видны еще и псы. Здесь возможны две аллегории. Сириус относится к созвездию Большого Пса. В Древнем Риме звезда имела латинское название — Canicula — что означает «маленькая собака, собачка». Отсюда же пошло название «dies caniculares»— «собачьи дни», «каникулы» (пруф для тех, кто не в курсе). Другой вариант, что этими псами могли быть два обличия бога Анубиса, который тоже сыграл свою роль в мифе про Осириса.
Обращает на себя внимание следующая взаимосвязь - Нил выходит из берегов в тот самый момент, когда Солнце выходит из созвездия Рака. Поэтому после карты «Луны» получаем карту старшего аркана «Солнце», которое ассоциируется с богом Ра. И в этом смысле, если прослеживать логическую цепочку, то карта «Суд», следующая за «Солнцем» прямо отвечает на вопрос – что посеешь, то и пожнешь. А если принять во внимание все тот же миф об Осирисе, то можно увидеть еще несколько любопытных связей между картами и их нумерацией. (Египтяне, как известно, были знатными математиками и придавали большое значение цифрам). Перед «Звездой» - старший аркан «Башня», а перед башней – «Дьявол», что тоже соответствует той же истории про Осириса. Соблазнение (искушение) бога заканчивается бесповоротным разрывом /расколом между двумя братьям – Сетом и Осирисом, но где-то впереди есть надежда на возрождение – «Звезда».
Еще более любопытно, что восход Сириуса предшествующий солнцестоянию приходился только на определенные отрезки времени. В период с 136 по 139 гг. н. э, потом – в 1317—1314 гг. до н. э. и в 2770—2750 гг. То есть, в Древнем Египте есть вполне точные промежутки времени, которые соответствуют истории, описанной в мифе, и повторяются в символике старших арканов. Но из трех этих временных отрезков нужно выбрать именно тот, в котором с исторической точки зрения могла появиться такая система.
К египетскому происхождению Таро склоняет нас и настольная древнеегипетская игра Сенет имеющая по своему содержанию некоторую связь с домами (старшими арканами) Таро. Не буду здесь останавливаться, потому как много букв.
Вернемся к жрицам. Более высокое положение жрицы имели в именно Древнем царстве (III—VI династии). Дальше положение женщин как жриц, со своими строго определенными функциями существенно понизилось, хотя некоторые из царских фамилий получали к своему титулу еще и жреческий.
Также культы Ра и Осириса претерпевали изменения. Поклонение египтян периодически смещалось в сторону разных культов, при которых усиливалось почитание то одного, то другого бога в зависимости от эпохи и внутренней политики. В Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу солнца (первоначально Атуму, затем Атуму-Ра). Приход к власти V династии египетских правителей утвердил гелиопольское жречество в качестве наиболее влиятельной политической группировки при фараоне. Предположительно именно в храмах Гелиополя, известных своими успехами в астрономии и философии, получали свои знания Солон, Пифагор, Платон и другие гении античности. Но в Мемфисе, потом в Фивах было свое жречество, которое в разное время делало упор на разных богов и связанной с ними мифологии.
Исходя из всех материалов, которые нам удалось собрать и проанализировать, вероятной отправной точкой происхождения карт Таро видится период 2770—2750 гг. Древнего царства, где было сильно женское жречество и где сложились определенные календарные соответствия событиям, описанным в мифах об Осирисе. А дальше, в период правления пятой династии в храмах Гелиополя, когда произошло усиление культа Осириса и Ра, эти знания приобрели ту самую стройную систему, которой в дальнейшем будет оформлена, как Таро. И уже через жречество, хранившее свои тайны, разными путями о системе Таро смог узнать весь остальной мир.
Отвечая на вопрос – возникли ли карты Таро в эпоху Возрождения – да, но именно в том виде, который потом дойдет до нас. Понимая при этом, что первоисточник стал доступен итальянцам через античные записи, которые, в свою очередь, опирались на древние мистерии, рожденные в Древнем Египте.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, будет много интересного!