Найти в Дзене

Политический режим Ф. Франко в Испании

Режим Ф. Франко, существовавший в Испании с 1939 по 1975 г., был основан на уникальном синтезе различных правых идеологий, подобного которому практически невозможно найти в истории. Иногда франкизм ошибочно отождествляют с фалангизмом. Однако франкизм и фалангизм — вовсе не одно и то же. Фалангизм был лишь одной из составных частей идеологии франкизма наряду с другими, которые имели отнюдь не меньшее значение. Возникновение вышеобозначенного синтеза различных правых идеологий, приведшего к формированию новой идеологии — франкизма, было обусловлено историческими условиями.

Ф. Франко
Ф. Франко

Характерными чертами режима Франко были:

  1. Антикоммунизм;
  2. Большая роль Католической Церкви и католических моральных принципов и норм в общественной и культурной жизни;
  3. Монархизм (проявлявшийся не только в формальном восстановлении монархии, при которой Франко фактически стал регентом, но и в церемониальном оформлении режима;
  4. Корпоративизм;
  5. Авторитарность власти;
  6. Отрицание либеральной демократии;
  7. Сочетание традиционных консервативных ценностей с праворадикальными методами и риторикой.

Авторитарный режим Франко имеет форму режима личной власти (крайняя форма авторитаризма, в основе которой лежит захват и удержание бесконтрольной власти одним лицом).

Режим Франко является закрытым так как:

  • Малое количество политических партий
  • Формальное разделение властей
  • Контроль над властью сведен до минимума
  • Отсутствие институтов агрегации интересов
Флаг Франкистской Испании
Флаг Франкистской Испании

Режим Франко никогда не пытался контролировать все общество, и даже те части, которые он пытался подчинить своей воле, такие как организованный труд, часто ускользнуло от него. Франко столкнулся с внутренними ограничениями своего произвола и власти. На протяжении всей жизни режима он играл уравновешивающую роль, манипулируя противоречивыми элементами своей коалиции. Первоначально они включали в себя армию, монархистов, Фаланге и католической церкви.

Во многом благодаря генералиссимусу Франко в Испании оказались в сохранности базовые элементы традиционного общества – религиозность народа, институт семьи, институт монархии и роль церкви в жизни общества. Свойственный режиму персонализм и полномочия Каудильо, сравнимые с полномочиями монарха, в этом контексте, можно рассматривать как проявление монархического духа. После смерти Ф. Франко, когда социально-политическая модернизация Испании сошла с пути аутентичного развития и резко перешла в вестернизацию, тут же, в том числе при помощи извне, начали развиваться силы, способствующие разрушению аутентичной испанской традиции. Среди прочего, были легализованы разводы и аборты, декриминализован гомосексуализм. Масонство, социалистические партии и левые силы в целом в постфранкистской Испании не только получили право на политическое участие, но и стали неотъемлемой частью политического процесса, развернув кампанию по борьбе с традицией и «наследием авторитаризма