Режим Ф. Франко, существовавший в Испании с 1939 по 1975 г., был основан на уникальном синтезе различных правых идеологий, подобного которому практически невозможно найти в истории. Иногда франкизм ошибочно отождествляют с фалангизмом. Однако франкизм и фалангизм — вовсе не одно и то же. Фалангизм был лишь одной из составных частей идеологии франкизма наряду с другими, которые имели отнюдь не меньшее значение. Возникновение вышеобозначенного синтеза различных правых идеологий, приведшего к формированию новой идеологии — франкизма, было обусловлено историческими условиями.
Характерными чертами режима Франко были:
- Антикоммунизм;
- Большая роль Католической Церкви и католических моральных принципов и норм в общественной и культурной жизни;
- Монархизм (проявлявшийся не только в формальном восстановлении монархии, при которой Франко фактически стал регентом, но и в церемониальном оформлении режима;
- Корпоративизм;
- Авторитарность власти;
- Отрицание либеральной демократии;
- Сочетание традиционных консервативных ценностей с праворадикальными методами и риторикой.
Авторитарный режим Франко имеет форму режима личной власти (крайняя форма авторитаризма, в основе которой лежит захват и удержание бесконтрольной власти одним лицом).
Режим Франко является закрытым так как:
- Малое количество политических партий
- Формальное разделение властей
- Контроль над властью сведен до минимума
- Отсутствие институтов агрегации интересов
Режим Франко никогда не пытался контролировать все общество, и даже те части, которые он пытался подчинить своей воле, такие как организованный труд, часто ускользнуло от него. Франко столкнулся с внутренними ограничениями своего произвола и власти. На протяжении всей жизни режима он играл уравновешивающую роль, манипулируя противоречивыми элементами своей коалиции. Первоначально они включали в себя армию, монархистов, Фаланге и католической церкви.
Во многом благодаря генералиссимусу Франко в Испании оказались в сохранности базовые элементы традиционного общества – религиозность народа, институт семьи, институт монархии и роль церкви в жизни общества. Свойственный режиму персонализм и полномочия Каудильо, сравнимые с полномочиями монарха, в этом контексте, можно рассматривать как проявление монархического духа. После смерти Ф. Франко, когда социально-политическая модернизация Испании сошла с пути аутентичного развития и резко перешла в вестернизацию, тут же, в том числе при помощи извне, начали развиваться силы, способствующие разрушению аутентичной испанской традиции. Среди прочего, были легализованы разводы и аборты, декриминализован гомосексуализм. Масонство, социалистические партии и левые силы в целом в постфранкистской Испании не только получили право на политическое участие, но и стали неотъемлемой частью политического процесса, развернув кампанию по борьбе с традицией и «наследием авторитаризма