Найти тему
Музей истории религии

Дом будды

Домашний алтарь в Японии

Японский домашний алтарь – буцудан – один из самых своеобразных культовых объектов, характеризующих японскую религиозность. Буддийский домашний алтарь является центром семейного поклонения и обрядности в японском обществе, играя важную роль установления связи между этим миром и миром загробным. Кроме того, алтарь генерирует и поддерживает чувство преемственности поколений, связывая живущих с их предками.

Домашний алтарь — Буцудан
Домашний алтарь — Буцудан

Буцудан является сложным объектом. Внешне алтарь представляет собой шкаф с двумя рядами двухстворчатых дверей: внешние, собственно двери из массива дерева, второй ряд – сёдзи, затянутые узорной тканью. В зависимости от типа алтаря, внешние углы могут быть украшены металлическими накладками. Внутреннее устройство алтаря повторяет основные архитектурные особенности храма традиционного типа. Каждый домашний алтарь несет отпечаток той буддийской школы, к которой принадлежит семья, это проявляется в архитектуре, декоре, росписи, а также в скульптурах или свитках, помещаемых в него.

Индивидуальность каждому алтарю придает резная, наборная крыша – кудэн, состоящая из множества деревянных элементов.

Наборная крыша — Кудэн
Наборная крыша — Кудэн

Буцудан кудэн отражает форму главного храмового зала школы или течения. Кудэн опирается на колонны, образующие, как правило, три ниши. В центральной нише помещается Го-хондзон – главная почитаемая святыня – скульптура будды или свиток. Пьедестал для Го-хондзон выполнен в форме песочных часов, называемый сумидан и воспроизводит форму мифической горы Сумеру, являющейся центром буддийской космологии. В домашнем алтаре, сумидан представляет собой миниатюрное воспроизведение главного алтаря в храме. В боковых нишах располагаются сопутствующие основному почитаемому представители буддийского пантеона. На среднем ярусе алтаря располагаются памятные таблички ихай с посмертными именами умерших родственников, присвоенными им по буддийской традиции, семейные записи какотё, подношения и жертвенные светильники. Третий ярус алтаря предназначен для подношений предкам, благовоний, свечей и цветов. Таким образом, алтарь представляет собой целый «религиозный космос» для японского верующего, во главе с буддой, человеком в основании и духами предков посередине. То есть предки выступают, как бы, посредниками между двумя сферами.

Мемориальная табличка — Куридаси ихаи
Мемориальная табличка — Куридаси ихаи

Конструкция буцудан, его структура, повторяющая святая святых храма – алтарь, удаленность от чужих глаз связаны с буддийскими таинствами. Изображения будд, религиозная атрибутика и священные предметы являются не только аксессуарами алтаря, но имеют независимое существование и обладают определенной святостью, в частности погребальные таблички – ихаи, по сути, самая важная часть в алтаре. Как правило, ихай представляет собой черную лакированную дощечку, установленную вертикально. На фронтальной стороне пишется посмертное имя – каймё, присваиваемое умершему. На обратную сторону наносятся годы жизни. В случае, когда предков большое количество, используют куридаси ихаи (многоразовые ихаи), куда вставляется до десяти тонких табличек. Таким образом, несмотря на отчетливо буддийскую атрибутику, важнейшей функцией алтаря, является не столько исповедание буддизма, сколько почитание предков, в рамках культа предков.

Домашний алтарь не просто деревянный шкаф с набором атрибутов. Для буцудан обязательна церемония, подобная ритуалу «открытия глаз» новой скульптуре будды (кайгэн куё). Новый алтарь доставляется к семейному храму, где священник проводит церемонию, известную в разных вариантах как буцудан бираки открытие алтаря, митамэ-ирэ – вселение в алтарь духа, осёнэ-ирэ – вливание в алтарь жизненной силы, нюбуцу сики – церемония вселения в алтарь будды. Священник призывает посредством ритуала дух будды и вселяет его в алтарь. При утилизации алтаря проводится обратная «церемония извлечения» хаккэн сики или «удаление священного духа» митама-нуки. Подобный ритуал проводится и в отношении поминальных табличек, но смысл его остается неизменным: неживому придать качества живого. Таким образом, устанавливается возможность коммуникации живых с почившими родными, и обретают смысл все ритуалы, включающие в себя подношения, в том числе и пищи для угощения духов предков, у которых, как и у живых появляются желания и потребности.

Жестких правил и требований к поклонению и ритуалам в отношении домашнего алтаря нет. Подобно храму, буцудан выступает посредником между мирским и священным. Через него, обычный человек может взаимодействовать с невидимым миром предков, богов и в меньшей степени – будды. Это взаимодействие проходит в доме и не требует присутствия священника. Таким образом, алтарь и в современной Японии, служит средством объединения семьи, сохранению преемственности поколений и для японца это, прежде всего место, где можно встретиться с самим собой, помолиться и обрести истину, рассказать об успехах и неудачах предкам, получить духовную поддержку и восстановить внутреннюю гармонию.

P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)