Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Деревянная левитация Тома Эккерта

Мы выросли, и иллюзии, которые производят на нас впечатление,— тоже. Уже не удивит монетка, ловко вынутая откуда-то из-за уха, или верно угаданная масть карты. И даже голубь, выпорхнувший из шелкового платка прямо на наших глазах, вряд ли вызовет что-то, кроме ироничной ухмылки.

Но как насчет левитирующих книжных томов, плавающих по воздуху камней и парящих игральных карт? Американский скульптор Том Эккерт (Tom Eckert) способен мастерски обмануть зрительное восприятие с помощью всего лишь древесины и лака.  

-2
-3

«Сперва ты утопаешь в ложном восприятии реальности. А потом понимаешь, что это и не реальность вовсе. Как по мне, так это характеризует всю нашу жизнь»,— пожимает плечами Том, когда его спрашивают о возникновении великолепных и таких обманчивых скульптур.

Действительно: первая мысль, которая проскочит в голове ‒ как эта книга, с накинутой на нее салфеткой, может висеть в воздухе? Вторая — постойте, а книга ли это, и настоящая ли это салфетка? Достаточно быстро становится понятно, что здесь есть какой-то зрительный обман. И все же интересно: если это не то, чем кажется, то что же это тогда? Ответ до смешного прост: искусно обработанная и покрашенная древесина. Такой выбор основы для творчества неслучаен. Том Эккерт уверен: имея достаточно сообразительности и мастерства, из дерева можно произвести все что угодно.

-4
-5
-6

Волшебство начинает происходить в скромной мастерской скульптора в Аризоне, где ассортимент пилящих, режущих и полирующих инструментов так велик, что ему позавидовал бы любой столяр. Излюбленным материалом Тома на протяжении более пятидесяти лет остается липа — наиболее податливая и прочная древесина. Сначала ей придается нужная форма, а затем кропотливо отсекается все лишнее, пока каждая складка «салфетки» и каждая «страница» книги не станет точной копией своей модели. Далее мастер, используя собственные пигменты, окрашивает скульптуру и щедро покрывает лаком. Теперь ее истинное происхождение окончательно замаскировано.

Том научился имитировать зеленые яблоки и пухлые желтые груши, старинные книги и колоды игральных карт — такие глянцевые, будто только что приготовленные для игры. Шероховатые камни, ветки деревьев с острыми сучьями и даже небрежно скинутые женские туфельки также не отличить от настоящих.

-7
-8

Но действительно восхищают и беспредельно обескураживают те самые шелковые салфетки, которыми «накрыты» скульптуры. Как и все прочее, они тоже выполнены полностью из дерева, но догадаться об этом непросто —настолько виртуозно и элегантно их воплощение. Кажется, стоит протянуть руку, и легкая материя соскользнёт. Но нет, это иллюзия. Однако вовсе не желание обмануть наивных зрителей движет Томом. Им руководит намерение продемонстрировать, что зачастую вещи, которым мы открыты, оказываются чем-то совершенно иным.

«Я отчетливо помню сцену из своего детства. Мы были на службе в церкви и я, зачарованный, не мог оторвать глаз от статуй, покрытых легкими фиолетовыми вуалями. Ткань традиционно используется для того, чтобы скрывать объекты под ней, но для меня это имеет особое, мистическое значение», ‒ поделился Том.

Поразительно, каким невесомым на вид может стать дерево в умелых руках. Складки и следы от сгибов легко наброшенной шелковой материи едва ли отличимы от настоящих. Сквозь ткань проглядываются предметы, еще больше создавая ложное впечатление ее подлинности. Том шутит: начиная творческий путь как художник, приверженный реализму, к нему же он стремится и теперь, создавая иллюзии. Но мастер также признается, что его лучшая работа еще впереди.

Автор: Анастасия Теплицкая © Artifex.ru