В последнее время было несколько нашумевших реконструкций исторических фигур. И каждая из них вызывала спор о том, действительно ли человек, которого изображают, похож на себя. Какими бы противоречивыми они ни были, попытка реконструкций лиц наших предков сейчас стала популярным способом очеловечивания прошлого и привлечения к этому широкой общественности.
Здравствуйте, друзья!
Я уже писала о реконструкции лица короля Генриха VII (https://zen.yandex.ru/media/id/5db53f4235c8d800afef03cb/vneshnost-angliiskogo-korolia-genriha-vii-rekonstruirovana-po-posmertnoi-maske-5ec5343bc9cc3601ef588c64). Действительно, реконструкции всегда считались особенно ценными, особенно в области криминалистики. Но сейчас эта техника стала более популярной среди археологов (у нас в стране тоже этим занимаются и уже давно) и историков. Воссозданные лица, будь то Тутанхамон или австралопитек, названный Люси, помогают нам ощутить то, что это когда-то были живые люди, которые обладали своими эмоциями, жили своей жизнью. Глядя на них, мы можем сопереживать им, представить то, как они жили, о чем думали. Но, насколько мы можем быть уверены, что изображения точны?
В 2018 году был произведен ряд реконструкций лиц из прошлого, многие из которых оказались спорными. Так, реконструкция лица египетской царицы Нефертити, проведенная Бристольским университетом привела к обвинению ее создателей в том, что лицо царицы выглядит слишком светлым. А реконструкция так называемого «Чеддерского человека» из Сомерсета в Англии вызвала возмущение общественности наоборот слишком темным оттенком кожи.
Между тем реконструкция подростка по прозвищу Авги (что означает «Рассвет»), жившей 9000 лет назад в Древней Греции, стала предметом насмешек в силу различных причин. Люди, увидевшие изображение, посчитали, что скульптор придал изображению слишком строгий взгляд. Посмотрите на фото – она действительно смотрит на нас не очень приветливо, можно даже сказать «по-мужски».
Конечно, критиковать других легче, чем что-то попробовать сотворить самому. Ведь то, что делают художники или скульпторы, процесс во многом творческий. И невольно возникает вопрос:
Реконструкция - это искусство или наука?
Возвращение людей к жизни путем реконструкции изображения, несомненно, требует сочетания искусства и науки, но порой не всегда легко определить, является ли это больше искусством или наукой.
Одно дело, когда речь идет о никому не известной Авги. Тут, как говорится, можно поэкспериментировать и пофантазировать. Другое дело Нефертити или Клеопатра, которые были подробно описаны (по крайней мере – Клеопатра) или сохранились их изображения. Тут уже больше нужно опираться на науку.
И в том, и в другом случае изображение строится вокруг структуры черт лица, которые определяются строго научным способом с использованием набора остеометрических данных и точных измерений черепа.В первую очередь этим пользуется судебная медицина. Тут уже не до искусства в прямом смысле этого слова. Точная копия гораздо важнее.
Исследователи предполагают, что реконструкция лица существовала еще до Викторианской эпохи (вспомним мадам Тюссо, которая воссоздавала лица из воска по посмертным маскам), и за это время, естественно, сильно изменилась.
Сейчас, с появлением новых цифровых технологий, авторы работ легко могут изменить прическу, цвет лица, цвет глаз, если у них вдруг появляются какие-то новые доказательства, или факты. Кроме того, в ход идет и исследование ДНК, чего до недавнего времени не было. Это тоже позволяет устранять некоторые неточности при реконструкции изображений.
Например, в 2016 году проводилась реконструкция женщины бронзового века по прозвищу Ава. Тогда еще в реконструкции не был использован анализ ДНК, и женщину изобразили со светлыми волнистыми волосами и голубыми глазами. Так ее увидел автор. Но, благодаря анализу ДНК, реконструкция была обновлена в 2018 году, потому что оказалось, что у женщины прямые черные волосы и карие глаза. Образ получается совсем другим.
Но, анализ ДНК – это дорогостоящий процесс, и не всегда возможно проанализировать кости человека, которого реконструируют. Поэтому, вполне вероятно, что в приоритете пока останется художественная сторона процесса. Я не имею в виду судебную медицину.
Да и Бог с ним. Споры были, есть и будут. На каждого, как говорится, не угодишь. А мне кажется, что это все равно очень интересно. Ведь реконструкции позволяют поближе увидеть прошлое, даже если они сделаны с ошибками.
По-моему, этот процесс - очень творческий, а ведь каждый творец имеет право на фантазию.
Фотографии взяты из открытых источников.