Найти тему
WARHEAD.SU

Правда ли? Оружие для Красной армии могла делать любая артель

Оглавление

Так говорят довольно часто, когда речь заходит о производстве вооружения во время Великой Отечественной. Мол, наше оружие было настолько простым, что его делали даже артели. А что же было на самом деле?

Кустарь-одиночка с мотором

Как пропагандистский приём это работало превосходно. У человека, мало знакомого с тонкостями производства стрелкового вооружения или реалий сталинского СССР, сразу всплывала картина в стиле репортажей о работе оружейных самодельщиков из Пакистана.

Сидит себе дедушка в сарайчике, вжух-вжух-вжух напильником, бац-бац-бац молотком — и выходит у него автомат «Калашникова» или М16, почти как настоящие.

Вот, мол, и у наших в войну было так же, только много больше (дедушек с молоточками-то — миллионы). И оружие, разумеется, было самое лучшее, надёжное — и ещё десять эпитетов превосходной степени.

Однако на самом деле всё далеко не так просто.

-2

Хотя стрелковое оружие нам из XXI века кажется довольно примитивной штукой, для его производства всё же требовались заводы. Например, в царской России во время Первой мировой был всего лишь один завод, который мог изготовлять пулемёты — тульский оружейный. Как раз накануне войны там при помощи британцев с «Виккерса» наладили выпуск «максимов» по лицензии — с каждого произведённого для русской армии «максимки» англичане получали 80 фунтов. А это в эпоху «золотого стандарта» выходило в примерно 580 грамм благородного металла.

Второго завода, способного производить подобный хай-тек, в России не было.

Только в разгар Первой мировой, испытывая острейшую нужду в ручных пулемётах, с датским синдикатом заключили контракт на строительство второго завода — в Коврове. Причём датчане должны были доставить не только станки, лекала, инструменты и инженеров, но и мастеров — опытных рабочих. Про то же, как Россия разыскивала вооружение по всему миру, генерал Фёдоров написал отдельную книгу, так и называвшуюся: «В поисках оружия».

Разумеется, руководство Красной армии, отлично помнившее о «винтовочном голоде», «снарядном голоде» и прочих нехватках оружия в прошлой войне, старалось, чтобы новое вооружение было как можно более технологичным.

Так, руководителю Главного артиллерийского управления маршалу Кулику регулярно пеняют за фразу: «Мне не нужно оружие, где есть „фрезерная“ работа!» Но по существу маршал был совершенно прав: оружие, для изготовления которого требовалось много станкочасов работы фрезерного станка и токаря высокой квалификации, СССР просто не смог бы производить в нужных для большой войны объёмах.

Штамп вместо фрезера

Выходом из положения стало широкое внедрение новых технологий обработки металла — штамповки и сварки. Если деталь требуется просто «выдавить» из заготовки, а не долго и муторно выпиливать из куска стали — конечно же, это значительно упрощает, ускоряет и удешевляет ход работ.

-3

Именно такой пистолет-пулемёт создал Г. Шпагин. В отличие от предыдущего образца — ППД конструкции Дегтярева — у Шпагина большинство деталей изготавливались штамповкой. Ещё более простым и технологичным стал разработанный в 1942 году ППШ-2. Но, хотя новый образец Шпагина был хорош и даже вышел в финал объявленного военными конкурса, победителем стал другой пистолет-пулемёт — созданный Алексеем Судаевым. Не последнюю роль в этом сыграли производственные соображения.

Если в начале соревнования образец Судаева уступал ППШ-2, то после переработки конструкции ППС вырвался вперёд. Наиболее важным достижением стало уменьшение требуемой мощности пресса — с 70 до 50 тонн. Как отметили в своём заключении инженеры-технологи, кроме ствола, только две детали ППС — затвор и выбрасыватель — относились к деталям средней сложности изготовления. Все остальные считались простыми.

Общую трудоёмкость ППС на этом этапе оценили в 4,25 часа.

По схожему пути во время Второй мировой войны прошли все ведущие державы. В Англии на замену «Ланчестеру» пришёл знаменитый «Стэн» —   «мечта водопроводчика». В США пистолет-пулемёт Томпсона даже после серии упрощений оказался слишком дорогим и сложным для военного времени, поэтому его дополнили простым и дешёвым М3 «гризган». Даже финны в ходе войны попытались заменить свой «Суоми»… на «нелицензионную копию» трофейного ППС.

-4

Все эти модели были разные, все создавались конструкторами с оглядкой на особенности производства своей страны. Но всё же кое-что общее имелось. Это были изделия, оптимизированные именно для массового заводского, а вовсе не сарайно-кустарного производства. Для этого требовались прессы, станки, токарные и сварочные аппараты. Миллионным армиям нужно было огромное количество оружия — и чем быстрее, тем лучше.

Эта артель — какая надо артель

Конечно, лучше всего производить оружие получалось на заводе. Например, в СССР основным производителем ППШ стал завод в селе Вятские поляны. Любители «посконной простоты» иногда пишут, что производство было развёрнуто на базе местной шпульно-катушечной фабрики. Это в каком-то смысле правда: сначала завод № 622 наркомата вооружения СССР по производству пистолетов-пулемётов системы Шпагина было решено строить на месте фабрики. Однако новый завод был не столько построен, сколько «переехал» — в Вятские поляны эвакуировали людей и оборудование двух подмосковных заводов, № 367 (г. Загорск) и частично № 509 (п. Лопасня) того же наркомата вооружений.

Остальные производители ППШ были, конечно, чуть послабее, но тоже далеко не ютились в одном сарае.

Список производителей ещё более простого пистолета-пулемёта Судаева тоже внушает почтение.

Это и завод САМ наркомата миномётного вооружения им. Калмыкова «Счётмаш» (г. Москва) — производитель счётно-аналитических машин, тогдашней «электроники» (забавно, что и по другую сторону океана в это же время фирма IBM тоже выпускала изделия «для окончательных расчётов»). И завод им. Кулакова в Ленинграде, производивший аппаратуру связи, в том числе засекреченной, и всякую хитрую электрику для флота. И сестрорецкий завод им. Воскова (г. Ленинград). И тбилисские паровозовагоноремонтный и инструментальный заводы.

-5

И да, в списке производителей «судаева» действительно есть артель. Одна-единственная, правда, но всё же — ленинградская артель «Примус». Фактически же это был небольшой завод с неплохим станочным парком — примусы были достаточно сложными изделием, которое на коленке не соберёшь. Вдобавок как раз в 1942 году в состав «Примуса» передали другую ленинградскую артель — «Штампмет». Судя по всему, именно специалисты из «Штампмета» помогали налаживать производство ППС и на заводе Кулакова, и на сестрорецком, где до этого больше занимались как раз фрезерными работами.

После войны, в 1947 году, «Штампмет» снова стал отдельной артелью, а в 1956 году, когда товарищ Хрущёв решил покончить со сталинской вольницей, артель неожиданно превратилась… в завод «Металлических столовых приборов».

Как видите, артель, делавшая ППС, была далеко не «каждая», но и не совсем уж необычная для тогдашнего СССР.

Например, в Ашхабаде на базе двух артелей — местной и эвакуированной из Кременчуга — создали механический штамповочный завод «Красный молот», с января 42-го начавший исправно «молотить» гранаты РГД‑33.

Такой трудовой энтузиазм без внимания властей не оставался. Например, в апреле 45-го секретарь костромского обкома ВКП (б) просил в письме товарищу Маленкову выделить «из числа предназначенных к вывозке с территории Германии, небольшое комплексное предприятие 150-200 станко-единиц, которое мы можем разместить в имеющихся производственных корпусах площадью до 1500 кв. метр., принадлежащих артели „Молотов“ промкооперации и находящихся на расстоянии 5-ти километров от г. Костромы».

В это время в умирающем Третьем рейхе уже вовсю занимались производством различных «фольксгеверов» — изделий, по сравнению с которыми даже «простой и дешёвый» ППС выглядел новеньким «мерседесом» на фоне побитого жизнью и столбами «опеля». Но и такого эрзац-оружия немцам катастрофически не хватало.

Оружие
2735 интересуются