Найти в Дзене
Вита Черёмухина

Немного нервно о русской живописи XVIII века

Когда переходишь от истории зарубежной живописи к истории живописи отечественной, становится слегка не по себе. Дело не в картинах, а в том - какая разница глобальная между положением и судьбой русских художников и их итальянских, британских, голландских коллег. Читаешь и поражаешься. Этого запороли, тот крепостной, жену сослали в глухую деревню и не увидел он её. А тот - из разночинцев, его в Сибири сгноили. А этот вон какие портреты писал, пока его по высочайшему приказу в малярную бригаду не записали. В связи с этим смешная поговорка "Маляром тебе работать" обретает прямо-таки зловещий смысл.

И как-то даже уже не слишком удивительно, что картины у русских художников получались даже не мрачные, не романтично-зловещие - а депрессивные. Другого слова не подберёшь.

Иван Никитин "Напольный гетман"
Иван Никитин "Напольный гетман"

Чей это взгляд, гетмана? Или художника, не чающего уже увидеть в жизни ничего хорошего?

Портрет. Иван Никитин
Портрет. Иван Никитин

Вот другая картина, сюжет вроде бы по оптимистичней, маленькая нарядная девочка. Но с какой грустью смотрит на зрителя закованный в парадный костюм ребёнок. Это вам не рококо. Хотя вроде бы и вписывается в стиль по формальным признакам.

Судьба автора этих картин была не весёлой. Сын священника Иван был певчим, обучал детей грамоте и рисованию в приходской школе. Пётр I отправил талантливого юношу учиться в академию в Италию, а по возвращению оставил при дворе, где Никитин писал многочисленные портреты и даже не плохо на этом зарабатывал - продавал по сто рублей - цену назначил сам царь и строго приказал заказывать портреты только у его личного художника. Когда же Пётр умер, закатилась и счастливая звезда Ивана Никитина. Художника ожидали пять лет тюрьмы, публичная порка, ссылка в Сибирь. А за что? Повод нашёлся, но главной причиной было желание реквизировать имущество живописца, успевшего сколотить неплохой капитал за годы своей придворной монополии.

Графиня Голицына. Художник Андрей Матвеев
Графиня Голицына. Художник Андрей Матвеев

Судьба Андрея Матвеева не так трагична. Но дама с портрета (графиня Голицина, между прочим) всё равно тоскует. Матвеев, кстати, был личным живописцем Елизаветы. Его отправили учиться в Антверпен, где он блестяще закончил Академию. К сожалению, портретов его кисти осталось очень мало. Потому что из Академии Матвеев вернулся тогда, когда Петербург переживал строительный бум и маляры были куда нужнее портретистов.

Просвещённый читатель может пожать плечами и возразить: "Ну, что в этом такого! У англичан тоже Гейнсборо мечтал писать пейзажи, но более востребованы были портреты. Гейнсборо чуть чахотку не заработал, рисуя по 150 портретов в год".

Так, да не так. Найти отличие не трудно.

У Гейнсборо была свобода выбора: писать эти портреты в погоне за заработком, или писать портретов в три раза меньше и посвящать своё время любимому жанру, или вообще пренебречь коньюктурой, а писать что хочется. У русских художников права выбирать не было. Даже если они и обладали личной свободой - то есть не были крепостными - то свободы творческой у них не было. Они были "служивыми государя" в той же степени, что и солдаты. Могли, конечно, делать заказы для частных лиц, но только пока государь или государыня дозволяют такую вольность.