Найти в Дзене
Senicheff Longsword Club

Поединок в доспехах: куда бить

Всякий, кто интересуется средневековым боевым искусством, особенно в его одоспешенной форме, замечает, что доспехи влияют на картину боя и способ нанесения ударов. Рассмотрим, как и куда предлагали поражать одоспешенного противника средневековые мастера фехтования.

На примере одной группы источников, объединенной общим именем Gladiatoria и включающей три больших манускрипта, попробуем выделить важнейшие аспекты доспешного боя. На серии картинок выше я подписал каждый из манускриптов, который в дальнейшем легко будет узнать по стилю иллюстрации.

Манускрипты Gladiatoria анонимны и мы не знаем, к какой именно ветви традиции принадлежал их автор, однако они полностью соотносятся с представлениями о доспешном бое, которые зафиксированны на протяжении всего XV и первой половины XVI веков. Вероятно эта традиция существовавала на протяжении гораздо большего периода времени и до момента фиксации. Отметим, что эти манускрипты были известны большому числу мастеров германской традиции, отсылки к приемам оттуда и даже полные их копии появлялись на протяжении более чем ста лет после записи этих трех манускриптов.

Сама традиция боя, описанная в ней имеет невероятно долгую историю. Отсылки к поединкам на наборе оружия, описанном Гладиатории (копье со щитом, меч и кинжал), можно найти уже в Лангобардском праве, на которое любили ссылаться средневековые правоведы, когда писали о вопросах дуэлей (например, Уго де Порта Равенната, доктор юриспруденции XII века из Болоньи в работе Sumula de pugna).

Описанное в Гладиатории искусство вполне соотносится с традицией своего времени, опирающуюся на четкое понимание времени и пространства, которые воспринимаются относительно противников:

-
время отсчитывается от начала первого действия. Если противник начал движение или атаку раньше, то его время - "первое" и пытаться "обогнать" его - не логично и опасно с точки зрения практики той эпохи. Большая часть описанных в фехтовальных трактатах техник исходит из того, что оппонент атакует первым, вернее, выманивается на атаку и соответсвующий ей контрприем.

-
пространство воспринимается через дистанцию боя - наиболее дальняя подразумевает возможность метнуть оружие, средняя - ударить держа меч или копье двумя руками на рукояти, ближняя - перехватив меч в "короткий" хват или переход к кинжалу и борьбе. В то же время также существуют и другие понятия о дистанции, но все они опираются на возможность или не возможность ударить той или иной частью оружия.

Еще отметим, что в латном бою особенно важную роль играет понятие fuhlen, (чувствования, описанное мастерами немецкой традиции XV века) которое позволяет определить намерение противника через ощущение его давления в соединении.

Длинный меч середины XV века. Хранится в Музее Клюни. Полная длина 120 см
Длинный меч середины XV века. Хранится в Музее Клюни. Полная длина 120 см

Итак, вернемся к ответу на основной вопрос боя в доспехах: куда бить?


В контексте манускриптов этой серии перед нами предстает стройная система боя, призванная преодолеть латную защиту. Обратим же внимание на то, какие действия считались мастерами прошлого пригодными для этой задачи.

Уколы в открытые зоны

Наиболее естественным решением для преодоления доспехов является нанесение ударов туда, где их нет. Учитывая, что латный доспех к XV веку пришел к полному покрытию тела путем сочетания пластинчатых и кольчужных элементов, путей нанесения ранений человеку, облаченному в такую броню, становится значительно меньше относительно человека неодоспешенного.

Зоны, которые предполагаются для нанесения ударов в описываемой нами традиции следующие:

Укол в ладонь, прием выполняется как противодействие попытке уколоть в лицо
Укол в ладонь, прием выполняется как противодействие попытке уколоть в лицо

Ладонь, ближайшая доступная мишень, редко прикрытая чем-то кроме кожаной перчатки. Поражение ладони не убивает, но мгновенно выводит из строя - мелкие кости достаточно легко травмируются, мгновенно теряется моторная функция, а обилие нервных окончаний при попадании острого предмета гарантированно вызовет страшную боль и невозможность продолжать поединок или как минимум, даст противнику время нанести еще более серьезные удары, пока пораженный оппонент будет пытаться прийти в себя.

Ладонь достаточно трудно защитить доспехами, так как покрытие внутренней стороны кисти пластинами не дало бы контролировать оружие противника, а кольчужное покрытие, хотя и было известно, встречается достаточно редко, вероятно по причине все того же неудобства в использовании оружия и удержания повода (не будем забывать, что перед нами в первую очередь тяжелые всадники и все их снаряжение рассчитано на универсальность и применение как в пешем так и в конном бою). Поэтому ладонь берегло в первую очередь искусство бойца и то, что это - подвижная и маленькая мишень.

Смещение острия наручем и ответный укол во внутреннюю сторону левой руки
Смещение острия наручем и ответный укол во внутреннюю сторону левой руки

Внутренняя сторона локтя, также не прикрытая пластинчатой броней зона, попадание в которую мгновенно выводи из строя руку. Невероятно болезненная и даже опасная для жизни зона - повреждение крупных кровеносных сосудов может стать летальным, хотя важнее всего для результата конкретного боевого эпизода именно вывод из строя левой руки. Эта зона традиционно прикрыта рукавом кольчуги, однако повсеместно распространенные к XV веке узкие граненые клинки мечей были разработаны именно для пробивания кольчужного полотна и при достаточном усилии могут глубоко и опасно пройти в тело.

Подмышка, пожалуй наиболее очевидная и опасная мишень во всем латном бою. Невозможность прикрыть эту поверхность жесткой пластинчатой защитой приводила к появлению дополнительных щитков на наплечниках и почти всегда усиленной кольчужной защитой именно этой зоны. Ввиду того, что в ней проходит крупная артерия, промежуток между плечевым суставом и реберной клеткой представляет собой прямой путь к сердцу не только мужчины, но и в целом большого количества живых существ, эта зона была желанной мишенью в любом латном бою. Большой упор ставится на сильный и нацеленный восходящий укол, способный пробить кольчугу. Также, учитывая особенности конструкции доспехов, уколоть в подмышку можно и сзади, обойдя лопатку снаружи. Такое действие часто используется после разворота противника толчком с локоть в клинче. Точное и сильное попадание в эту зону гарантированно окончило бы поединок.

Защита от  укола в лицо (зацепом\отбивом левого запястья снаружи)
Защита от укола в лицо (зацепом\отбивом левого запястья снаружи)

Лицо и горло это хорошо защищенные зоны, но и они не остаются без внимания в средневековых текстах. Попасть под кольчужное или латное оплечье - трудная, но решаемая задача. Еще один из вариантов, предлагаемый правда не в гладиатории, а мастером Фиоре ди Либери - открыть забрало и ударить туда. Ввиду того что защелкивающиеся забрала появились на шлемах далеко не сразу и зачастую рыцарю было выгоднее иметь возможность поднять забрало не тратя времени на поиск кнопки или ремешка, такая ситуация кажется вполне вероятной. Эффект от попадания в лицо может быть разным, но в любом случае - шокирующим и заставляющим потерять возможность сопротивляться, даже на короткое время.

Укол под кирасу и попытка защиты от него
Укол под кирасу и попытка защиты от него

Таз и внутренняя сторона бедра - зона, кторую также достаточно трудно защитить латами (хотя и возможно). Почти все рыцарское снаряжение оставляет эту зону открытой, так как в конном бою она непостредственно закрыта седлом. Внутренняя поверхность бедра участвует в управлении лошадью, поэтому стальная пластина в этом месте может стать помехой. Укол же в эту зону будет невероятно опасен ввиду наличия в ней крупных сосудов. На некоторых миниатюрах можно встретить кольчужное полотно, прикрывающее ногу изнутри и под латным набедренником. Пах, также как и внутренняя сторона бедра, остается прикрыт только полой кольчуги, иногда - отдельным кольчужным гульфиком или нижними пластинами кирасы, но до XVI века латная защита паха не встречается.

Также в гладиатории в качестве поражаемой зоны упоминается стопа (
см. рисунок укола в подмышку выше). Удар под колено, как ни странно, не рассматривается, хотя существует зацеп с последующим броском. Но об ударах и бросках предлагаю поговорить в следующий раз.

Длинный еч середины XV века. Полная длина 117 см
Длинный еч середины XV века. Полная длина 117 см


Как мы можем наблюдать на примере средневековой практики латного боя, укол остается во многом единственным средством противодействия одетому в латный доспех противнику. При этом укол, нанесенный без достаточного усилия и важнее всего, не нацеленный в действительно опасную зону, не сможет нанести противнику никакого существенного вреда, хотя, возможно, от остановит его на какое-то время просто за счет переданной его доспеху энергии.

Однако укол это только часть тех техник, которые можно противопоставить противнику в доспехах. О других вариантах противодействия одоспешенному противнику я расскажу в следующей статье этого небольшого цикла.

Благодарю за внимание и удачной вам практики средневековых боевых искусств!