Жизнь Федора Петровича Гааза, "святого доктора", "Божьего человека", вызывает в последние годы все больший интерес. Это и неудивительно! Немец, убежденный католик, знаменитый врач, обрел свою вторую родину в России, отдал все свое состояние и всего себя служению арестантам, каторжникам, больным и убогим. За почти 170 лет, миновавших со дня его смерти, потомки не раз его забывали и вновь вспоминали о нем. Хотелось бы, чтобы больше не забывали, ведь этот человек действительно достоин доброй памяти.
Сегодня можно найти довольно много различных источников, посвященных биографии доктора Гааза. Но при внимательном их изучении даже не профессиональному историку становится очевиден целый ряд неточностей, несовпадений и пробелов в жизненных описаниях Федора Петровича.
К счастью, разобраться с некторыми из них нам помогла диссертация по истории медицины, написанная несколько лет назад госпожой Катариной Пфайфер, аспиранткой Регенсбургского университета. Диссертация есть в открытом доступе в сети. Особая ценность ее в том, что госпожа Пфайфер поработала в архивах родного города доктора, Бад Мюнстерайфеле, где ознакомилась с письмами Федора Петровича и членов его семьи, а также с другими документами, которые помогли пролить свет на некоторые моменты в жизни доктора.
Начнем с даты рождения Фридриха Йозефа Лаурентиуса Хаасса (по-немецки фамилия писалась именно так "Haass"). В большинстве источников мы найдем дату 10 августа (24 августа по новому стилю) 1780 года, либо просто август 1780 года. Дело в том, что точная дата рождения маленького Фрица нам неизвестна. Как пишет К.Пфайфер, в метрической книге католической церкви Бад Мюнстерайфеля есть запись о том, что ребенок был крещен 10 августа, а так как в то время нередко детей крестили непосредственно в день их появления на свет, то эта дата, 10 августа, была принята многими биографами за день рождения доктора. Хотя возможной датой рождения могло быть и 8 августа. На могиле Федора Петровича в Москве дата рождения указана 10 августа 1780 года.
В некоторых источниках можно прочитать, что Фридрих Йозеф Гааз - сын католического священника. Это не так. Отец Фридриха, Петер Гааз, открыл аптеку в Бад Мюнстерайфеле. А в этот город из Кельна перебрался еще дед Фридриха, Антон Гааз, который был доктором медицины. В семье Петера Гааза было 8 детей, из них 5 мальчиков. Два сына получили богословское образование и приняли духовный сан. Очевидно, что родители были благочестивыми людьми и дали детям соответствующее воспитание.
Известно, что молодой доктор Гааз прибыл в Россию в 1806 году из Вены вместе с семьей князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского в качестве лейб-медика этой семьи. В Вене Фридрих закончил свое медицинское образование изучением офтальмологии. Казалось бы, все просто, но не очень! Некоторые считают, что доктор лечил в Вене деда Николая Григорьевича Репнина-Волконского - князя Николая Васильевича Репнина. Последний действительно был в Вене с дипломатической миссией, но аж в 1796 году! Фридриху на тот момент было всего 16 лет, он заканчивал гимназию в Кельне. Есть общепринятая версия: доктор вылечил Репнина-Волконского от грозившей ему слепоты. Ну, и еще одна, доктор Гааз исцелил супругу князя княгиню Варвару Алексеевну.
Что же вообще происходило с этим семейством в то время? Князь Н.Г. Репнин-Волконский - знатный вельможа и полководец при дворе императора Александра I - командовал одним из эскадронов Кавалергардского полка в битве при Аустерлице, был тяжело ранен и попал в плен к французам. Из уважения к Николаю Григорьевичу его поместили на лечение в приличное место - аббатство в австрийском городе Мельк. Туда приезжает его супруга, Варвара Алексеевна, чтобы ухаживать за тяжело раненым мужем. Очевидно, что доктор Гааз был призван к этой семье, но непонятно, кого же все-таки он лечил. В письме к своему дяде доктор Гааз пишет, что отправляется из Вены с княгиней Репниной, а ее супруг будет ждать их на границе. Интересно, что дядю доктора звали почти так же, как и племянника - Фридрих Йозеф Флорентин Гааз. Кстати, Наполеон передал Александру I через оправившегося от ран князя послание с предложением мира. Но как бы там ни было, фактом является то, что доктор Гааз заключил контракт с княгиней Репниной сроком действия с 1 февраля 1806 по 31 января 1810 года. Согласно контракту доктор должен был жить при Репниных в Петербурге и сопровождать княжескую семью в их поездках.
Внимательная госпожа Пфайфер указала на то, на что наши биографы доктора обычно внимания не обращают. Доктор действительно прибыл в Россию в 1806 году, но непонятно куда. Сведений о том, что он прибыл в Петербург, где жила тогда семья Репниных-Волконских, нет. Но в том же 1806 году доктор объявляется в Москве, причем быстро обзаводится частной практикой и налаживает связи в медицинской сфере. Один из первых биографов Гааза знаменитый А.Ф.Кони пишет, что уже в 1806 году доктор начал лечить страдающих глазными болезнями в одном из богаделенных домов Москвы. Ему открыты двери медицинских и богоугодных заведений города. Вероятно, доктор расторг контракт с семьей князя по непонятным причинам. Но то, что он быстро начал делать карьеру в Москве, и тот факт, что уже в 1807 году по приказу императрицы Марии Федоровны, матери императора Александра I, он был назначен главным врачом московской Павловской больницы, свидетельствует о том, что с княжеской семьей доктор очевидно расстался по-доброму. Скорее всего, они дали ему лестные рекомендации, которые очень помогли ему на начальном этапе.
Общеизвестно, что доктор Гааз совершил две поездки на Кавказ - в 1809 и 1810 годах, как пишут, с целью изучения минеральных вод. Скажем так, и для этого тоже. Дело в том, что Федор Петрович серьезно заболел, исполняя обязанности главврача Павловской больницы. Сам он охарактеризовал свое заболевание, как "больничная лихорадка". В 1809 году он написал прошение на имя императрицы Марии Федоровны о предоставлении отпуска для лечения на Кавказе. Императрица дала добро, и доктор отправился лечиться, попутно изучая природные богатства Кавказа, его флору и погодно-климатические условия. В следующем году Федор Петрович опять просит императрицу об отпуске на Кавказе. Скрепя сердце Мария Федоровна дает разрешение на этот отпуск, однако замечает, чтобы впредь доктор Гааз таких прошений не повторял, поскольку ему будет отказано. Результатом пребывания доктора на Кавказе стала замечательная книга с описанием природного богатства региона, положившая начало для более широкого его изучения. Открытый доктором в Ессентуках минеральный источник существует до сих пор и так и называется "Гаазовский источник №23".
Еще один интересный момент в биографии доктора, о котором редко упоминают. В основном о нем известно врачам, изучающим научное наследие Федора Петровича. Доктор Гааз написал две книги, посвященные такому заболеванию, как круп. Интересно, что свои труды он издал под псевдонимом Sutamilli. Почему доктор не подписал труды своим именем, ведь на момент их создания он заработал себе авторитет как среди пациентов, так и среди своих коллег, и что означает этот загадочный псевдоним, до сих пор, к сожалению, остается загадкой.
И, наконец, интересная история, которую биографы Федора Петровича Гааза как раз-таки не рассказывают, но в некоторых источниках, связанных с жизнью Н.В.Гоголя, ее можно найти. Пишут, что Федор Петрович встретил Николая Васильевича накануне или даже в саму новогоднюю ночь и поздравил того с Новым, 1852, годом. В силу того, что доктор говорил на русском языке неидеально, поздравляя Гоголя, Гааз пожелал ему не счастливого, а вечного нового года. Это очень напугало бедного писателя. Надо ли говорить, что Гоголь умер в 1852 году?!
Не беремся судить, насколько правдива эта история, но совпадение в судьбе, хотя и посмертной, у Гааза и Гоголя определенно есть.
В Москве есть 2 замечательных памятника: один - доктору Гаазу, другой - Н.В. Гоголю. Оба памятника были созданы знаменитым скульптором Н.А.Андреевым, оба были установлены в Москве в 1909 году, памятник Гаазу - в Малом Казенном переулке, а памятник Гоголю - на Пречистенском (ныне Гоглевском) бульваре, оба (слава Богу!) находятся почти на своих местах и поныне.
Это лишь краткие комментарии к некоторым деталям биографии Федора Петровича Гааза, которые, возможно, будут полезны тем, кому небезразлична судьба этого замечательного человека. Когда его спросили, почему он, немец, католик, не возвращается на родину к своим единноплеменникам и единоверцам, он ответил: "Да, я есть немец, но прежде всего я есть христианин. И, значит, для меня "несть эллина, несть иудея..." Почему я живу здесь? Потому что я люблю, очень люблю многие здешние люди, люблю Москву, люблю Россию и потому, что жить здесь - мой долг перед всеми несчатными в больницах, в тюрьмах".
Что тут можно сказать? Доктор Гааз все сам про себя сказал. Спасибо и госпоже Пфайфер за ее интересное исследование! Если у вас есть, что добавить, пишите, пожалуйста, в комментариях. Нам очень интересно!
#история #история россии #история москвы #немцы #экскурсии по москве