Сегодня участвовала в ток-шоу на тему, надо ли воспитывать детей. Не уверена, что после монтажа выйдет в эфир то, что я имела в виду. Поэтому запишу на память.
Меня раздражают невоспитанные люди, независимо от их возраста. Орущий благим матом в самолете человек никого не умиляет. Он всем мешает. И не важно, сколько ему лет. Понятно, если орет ребенок, виноват не он, а его глупые, инфантильные родители, которые не воспитывают своих детей, прикрывая свое родительское фиаско любовью. Глупые родители не понимают, что такое безусловная любовь. Безусловную любовь они подменяют безусловным одобрением. Вместо «люблю тебя, даже когда не одобряю» появляется «люблю тебя, поэтому одобряю всегда». Вместо того, чтобы научить своих детей адекватно себя вести, чтобы вызывать у окружающих симпатию и одобрение, они учат детей царить - не уважать других людей, игнорируя чужие желания и интересы. Но надеяться, что другие люди позволят ребенку царить над ними, это полный бред.
Родители, воспитывающие детей в безусловном одобрении, роют им могилу.
1. Никакого безусловного одобрения в реальной жизни не существует. Невозможно заставить других людей считать неприятного и невоспитанного ребенка милым.
Другие люди всегда будут оценивать ребенка по-своему: словами, взглядами и самое главное - отношением. Соседи, учителя, родственники, одноклассники, случайные попутчики и даже случайные прохожие будут относится к ребенку, в зависимости от собственной оценки - от тех эмоций, которые ребенок у них вызывает. Неприятный ребенок, как и неприятный взрослый, вызывает только раздражение, отвращение и желание отойти от него как можно дальше.
2. Родители должны создать для ребенка такую обстановку, где правильно себя вести выгодно, а неправильно - невыгодно. Вот что такое воспитание.
Быть неприятным человеком невыгодно - люди всегда будут плохо к нему относится: чморить или избегать. У неприятного человека всегда будут плохие отношения в любом коллективе. У него не будет ни друзей, ни личной жизни.
Но объяснять это ребенку бесполезно. Не словами родители воспитывают и учат детей. Учат, во-первых, личным примером - относясь с уважением к другим людям. Не причиняя им беспокойства, например, и принося извинения, если пришлось побеспокоить. Благодаря, например, за любой труд, помощь, внимание и потраченное время. Во-вторых, учат, создавая дома обстановку похожую на реальную жизнь.
3. Родители должны создать в семье обстановку похожую на реальную жизнь.
В реальной жизни мы постоянно общаемся со множеством людей, каждый из которых оценивает нас, в зависимости от удовольствия и пользы, которую мы ему приносим. Или не приносим. Ребенок взрослея должен научиться видеть других людей с их желаниями и интересами, и научиться понимать, что его желания ограничены желаниями других людей. Если ребенок считает собственные желания приоритетными для других, он будет постоянно раздражать. Всех.
Родители должны создать в семье такую обстановку, в которой ребенку станет очевиден конфликт собственных интересов и желаний с интересами других людей. И очевидна польза от компромиссов, которые устраивают всех. То есть родители должны научить ребенка адекватно общаться - уважать других людей.
4. Родители не уважающие окружающих, лишают своих детей шансов на нормальные отношения с другими людьми.
Уважение, это признание, что у других людей есть свои интересы, свое мнение, свои желания, своя воля и права. Права распоряжаться собой, своей жизнью, своим временем, своим вниманием, своим трудом и своим имуществом по собственному усмотрению.
Неуважение, это игнорирование чужих интересов, желаний и воли.
Вы будете симпатизировать человеку, которому наплевать на ваши интересы и желания? Захотите дружить с таким? Вместе работать? Жить? Создать семью? И никто не захочет. Никто и никогда.
Родители должны воспитывать своих детей так, чтобы во взрослой жизни они не стали изгоями. И вообще - чтобы дети, став взрослыми, были здоровыми, сильными, умными, самостоятельными в быту и экономически.
5. Задача родителей заключается в том, чтобы подготовить своих детей к взрослой жизни - научить детей быть взрослыми во всех смыслах: в бытовом, в экономическом, в физическом, в интеллектуальном и в эмоциональном.
Все родители понимают пользу физического здоровья (режим дня, здоровое питание, укрепление иммунитета, спорт) и интеллектуального развития. Умные родители понимают, что их основная задача - вырастить самостоятельного человека. Человека, который способен не только читать, писать и чистить зубы, но и готовить, стирать, зарабатывать деньги и общаться с другими так, чтобы вызывать симпатию и одобрение.
Но глупые родители, вместо того чтобы научить ребенка полезным для его жизни навыкам, пытают ограждать его от всех нагрузок - стрессов. Но если носить ребенка на руках, как он научится ходить? Если ограждать ребенка от стрессов, как он научится жить?
6. Самый важный и полезный навык для человека - умение справляться со стрессом.
Для физического развития мышцам нужна адекватная возрасту и здоровью нагрузка. Для интеллектуально развития так же нужна постоянная нагрузка. Для любого развития нужна нагрузка.
Пресс сам себя не накачает. Таблица умножения сама себя не выучит. Любовь и уважение окружающих сами по себе не появятся. Ребенок самостоятельно должен учиться общаться с другими людьми, чтобы овладеть навыками общения - адаптироваться к жизни.
Да, у него будет много стрессов. Он узнает, что такое несоответствие своим и чужим ожиданиям: раздражение, скука, разочарование, тревога, обида, страх, стыд... Но родители в любом случае не смогут уберечь свое чадо от этих переживаний. Ну разве что запрут его дома навсегда как в тюрьме, и умрут позже ребенка.
Родители создающие детям оранжерейные условия - мир, в котором ребенок царит над окружающими - потакая всем его желаниям, растят недоразвитых личностей. Даже самые негодные и равнодушные родители понимают, как важно научить ребенка читать, писать и считать. Странно, что взрослые люди не осознают, как важно научить ребенка адекватно и самостоятельно взаимодействовать с другими людьми.
7. Нельзя внушать ребенку чувство превосходства над другими людьми.
Глупые родители почему-то уверены, если ребенок будет считать себя лучше (красивее, умнее, талантливее, достойнее) других, это поможет ему избежать стрессов. Как бы не так! С такой установкой в его жизни будут одни сплошные стрессы. Чтобы родители не внушали ребенку, как бы они не пытались раздуть ему самооценку, у других людей всегда будет собственное мнение о нем.
Чем больше мнение окружающих будет отличаться от самооценки ребенка, тем сильнее будет у него стресс. Он считает себя красивым, умным, талантливым, а другие нет. Другие видят его обыкновенным, возможно, - некрасивым, глупым и скучным. Каждый раз, сталкиваясь с такой оценкой, ребенок будет испытывать стресс: разочарование, гнев, обиду...
Родители должны помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, а не топить его в иллюзиях собственного превосходства. В реальной жизни чужие иллюзии не имеют никакого значения. Какой бы звездой не чувствовал себя человек в своих иллюзиях, другие люди всегда видят его реально - с реальными преимуществами и реальными недостатками. И оценивают соответственно.
Если ребенок научится видеть себя таким, какой он на самом деле, у него будет возможность развить в себе реальные преимущества, чтобы получить одобрение, уважение и любовь других людей. В настоящем мире, а не в своей голове.
Лестью родители отбивают у детей желание работать над собой и над отношениями с другими людьми. А смысл, если ты и так самый лучший? В результате ребенок будет всех раздражать и смешить своей раздутой самооценкой.
Вас раздражают глупцы, считающие себя умными? Посредственности, уверенные в своем таланте? Обычные, обыкновенные люди, считающие себя красавцами? Правильно, они всех раздражают. И смешат.
Ребенок должен осознавать, что одобрение, уважение и любовь окружающих не положены ему просто так, по умолчанию. Он должен понимать, что невозможно повелевать чувствами других людей одним своим желанием. Чтобы получить одобрение и уважение, надо иметь реальные качества, которые вызывают одобрение и уважение.
Родители, воспитывающие детей в безусловном одобрении, роют могилу себе.
Инфантильные, недоразвитые личности всегда ненавидят своих родителей, обвиняя их во всех своих неудачах и разочарованиях. Даже если родители потакали всем капризам и выполняли все желания, инфантильный человек никогда не будет доволен. Он не способен не то что благодарность, но даже удовлетворение почувствовать - ему всегда всего мало.
Если родители, воспитавшие инфантила, хотя бы намекнут ему во взрослом возрасте, что он должен работать над собой, чтобы получить желаемый результат, они получат истерику и побег от токсичных родственников. Им самим еще придется побегать за обиженным дитяткой, чтобы на коленях вымолить прощение...