Идея сделать королевские художественные коллекции доступными для широкой публики возникла задолго до Великой французской революции - в правление Людовика XV. Но окончательное решение принял Конвент, учредивший в ноябре 1793 года музей во дворце Лувр.
До этого в галереях Люксембургского дворца лишь иногда проводились временные выставки. Их стиль отражал атмосферу XVIII столетия - века Просвещения, эстетические принципы знаменитых в те годы "Салонов" Дидро. Только после революции, когда художники получили возможность копировать хранящиеся в королевских собраниях произведения, а широкая публика смогла ими любоваться, стало ясно, как тщательно собирались ценнейшие коллекции, ставшие основой крупнейшего музея мира. Самый яркий пример тому - методичное приобретение произведений зарубежных художников. Франциск I покровительствовал Леонардо да Винчи, покупал картины в Италии и приглашал к себе итальянских художников, а также заставил герцога Флорентийского принести ему в дар Святое Семейство Рафаэля; Ришелье приобретал картины для Людовика XIII. Людовик XIV купил одно из лучших собраний, принадлежавшее вначале мантуанскому семейству Гонзага, затем английскому королю Карлу I, а потом кардиналу Мазарини и банкиру Ябаху, а также холсты великих венецианцев. В подарок от Венецианской Республики он получил Пир у Симона Веронезе. Так установилась традиция коллекционирования произведений искусства. Она не прерывалась даже в условиях постепенного упадка монархии, когда формирование коллекций продолжалось по инициативе знатоков искусства и просвещенных министров. К их числу относился, например, граф д’Анживийе, занимавший при Людовике XVI пост суперинтенданта общественных зданий. Он рьяно поддерживал идею создания музея. И если сейчас в Лувре отлично представлены различные школы живописи, то за это (особенно за голландское собрание) следует благодарить д’Анживийе, отбиравшего картины с удивительной проницательностью и тонким вкусом. Ко времени революции 1789 года имелись все возможности для показа коллекций публике: Королевская Академия живописи и скульптуры уже имела большой опыт проведения своих выставок (так называемых Салонов) в "Квадратном салоне", расположенном рядом с Большой галереей Лувра.
В начале XIX века собрание значительно обогатилось благодаря победоносным наполеоновским военным кампаниям. Часть новых приобретений разошлась по провинциальным музеям, но многое стало основой для организации новых, прежде не существовавших отделов Лувра (например, отдела античности).
После поражения Наполеона и падения Империи Франция была вынуждена вернуть некоторые произведения искусства. Но основную часть трофеев она так и сохранила у себя - либо в открытую, либо втайне. Пример тому - судьба картин, захваченных при завоевании Италии. В правление Луи-Филиппа собрание Лувра, особенно памятников древних цивилизаций, расширилось до грандиозных размеров: в 1833 году открылся египетский отдел, ассирийский пополнился приобретениями их Хорсабада, античный отдел украсился Венерой Милосской, а несколько позже - и скульптурой Ники Самофракийской.
Итак, коллекции музея сформировались стараниями королей-коллекционеров и завоевателей, великих государственных деятелей и просто любителей искусства. Они существенно пополнились благодаря дарам врача-коллекционера Ла Каза, Томи-Тьери, Шошара и других, передавших музею картины XVIII - XIX веков, произведения романтиков и реалистов. И хотя холсты импрессионистов, подаренные музею Моро-Нелатоном, Персонназом, Гамондо и Гаше, в итоге оказались вне стен Лувра, гигантский, недавно реорганизованный музей по-прежнему хранит в своих многочисленных отделах и запасниках необозримое количество произведений. Лувр знаменит своими коллекциями живописи, памятниками искусства Древнего мира и европейской скульптуры. Не менее интересен, несмотря на свою относительную малоизвестность, Кабинет рисунков и гравюр, не имеющий аналогов в мире как по качеству хранящихся в нем произведений.
Какой бы критике ни подвергалась ныне традиционная концепция музея, каковы бы ни были взаимоотношения между музеем и художественными кругами, очевидно, что наше настоящее уходит корнями в прошлое, зачастую находя в нем повод для самых актуальных исканий современных художников. Авторы предпочли не вдаваться в подробности истории музея и формирования его коллекций, а также странствий некоторых произведений из одного отдела в другой.
Я Вам покажу лишь наиболее прославленные сокровища Лувра, причем главное внимание уделю живописи. Способ организации материала будет избран по национальным школам, причем буду не упускать из виду связи между ними, поскольку предполагаю, что читатель уже немного ориентируется в основных направлениях истории европейской живописи. Таким образом, искусствоведы не будут чувствовать себя неуютно, а любители искусства смогут получить представление не только о технике и эстетических особенностях картин и скульптур, но и о климате, географии и общественной жизни стран, где были созданы выдающиеся произведения, хранящиеся в коллекции знаменитого Лувра.
Спасибо за ваши лайки, подписки и комментарии!