Найти тему
#господинхороший

Как в Таганроге пролетарски отпели и похоронили Ленина… бюст...

Как я уже рассказывал ранее, у Таганрога свои, особые, отношения с Владимиром Ильичом Лениным. Революционеры из нашего города приняли Володю Ульянова в свои ряды, а затем наши же адвокаты помогали выйти на свободу после первого ареста. Об этом подробнее в моей статье:

«Как таганрожцы приняли Ленина в народовольцы, а потом спасали после ареста»

Но ленинская тема в истории Таганрога на этом не прервалась. Хочу рассказать об одном эпизоде, связанном с Владимиром Ильичом, вернее уже с памятью о нем, который случился в январе далёкого 1924 года.

Но для начала поведаю о героях нашей истории.

В 1918 году, когда Гражданская война в России только-только начиналась, а в городе с февраля месяца шла чехарда властей, в Таганрогской Александровской мужской классической гимназии состоялся последний выпуск учеников.

-2

Два года продолжалась неразбериха в судьбе гимназии, пока 15 февраля 1920 года в её стенах не разместили Кавалерийскую школу красных командиров Первой конной армии. А под летние лагеря кавалерийской школы отдадут парк в карантине, на месте которого ныне находит авиационное предприятие ТНТК им. Г.Бериева, выпускающее самолёты-амфибии «Бе-200».

Любопытно, что в том же году, в конце июля
начальник кавалерийской школы Потемкин будет арестован, а в его квартире на улице Ленина произведен обыск. Причины ареста теперь уже узнать невозможно, но остались свидетельства, что присутствующие во время обыска комендант с помощником и следователем безбожно пьянствовали. А реквизированные у Потемкина в ходе обыска вещи на подводе были отправлены в неизвестном направлении. К концу обыска комендант валялся на земле во дворе в бесчувственном состоянии. Да, суровое было время…

Может по этой причине или другой, но в кавалерийскую школу назначается новый начальник – Ефим Афанасьевич Щаденко (1885-1951), один из создателей 1-й Конной армии.
О нем и его жене Марии Денисовой подробнее в моей статье:

«Облако в штанах…. Маяковского»

В 1922 Ефим Щаденко покидает и пост начальника школы, и Таганрог. Но кавалеристы продолжают располагаться в городе.

И вот наступает 21 января 1924 года, когда в Горках, что под Москвой, умирает Владимир Ильич Ленин. И в столице, и по всей стране начинаются траурные мероприятия. Решил не остаться в стороне и Таганрог и 24 января на площади у стен Успенского собора происходит некое действо, которое справедливо в наши дни вызывает недоумение и даже некую оторопь.

В этот день красноармейцы, слушатели Высшей кавалерийской школы, стали участниками пролетарского отпевания… бюста Ленина. Водрузив его на лафет и украсив знаменами, они после обряда, проведенного командиром Семёном Наливайченко, который вместо креста надел вырезанную из фанеры звезду, торжественно спели Интернационал. Затем у стен собора бюст был опущен в яму и захоронен. Место захоронения было выбрано с учетом установки в будущем памятника вождю социалистической революции. Но… подходящее будущее всё никак не наступало, о памятнике на площади у собора забыли.

А в 30-е годы начался трагическая гибель главного собора города. В 1938 году под предлогом строительства в Таганроге огромного культурного центра с театром, кино.. -концертным залом, библиотекой по проекту Ивана Жолтовского (1867-1959) Успенской собор был снесен.

Из описания проекта нового таганрогского театра: «Театр небольшом по вместимости зрительного зала. За входными тамбурами со стороны главного фасада просторный вестибюль. Кассы сбоку театра с самостоятельным входом. Из вестибюля к зрительному залу широкая тройная и одни марш лестница, поднимающая на полуэтаж, на высоту партера. Вход в партер, и бельэтаж и в боковые ложи из коридора, окружающего зрительный зал. Зал н форме итальянской подковы с тремя ярусами лож. В задней части верхнего яруса амфитеатр-галерея. Перед сценой довольно глубокий портал, в которым с обеих сторон сцены выходят ложи правительства и дирекции. Сцена просторная, хороших пропорций. Артистические уборные удачно размещены по одну сторону прямолинейного коридора. Две парадные лестницы из коридора, окружающего зрительный зал, ведут в верхние ярусы, в главное фойе и в помещение концертного зала, размещенного над зрительным залом. Этот фасад очень красиво и тонко нарисован и представляет наиболее характерную часть архитектуры этого здания. Это создает одновременное ощущение сложности, воздушности и пластичности. Весь верх ажурно и тонко члененный, изысканных пропорций органически развивается и завершает нижний объем здания, окруженным мощной и просто поставленной колоннадой. Многочисленные отдельные скульптурные фигуры и группы, размещенные но углам и на вершине фронтона, а также и на боковом фасаде, способствуют живой законченности силуэта.
В целом архитектура этого небольшого по размерам театра полна гармонии и художественного единства
». Г. Б. Бархин «Театры».

Собор снесли, но с театром не заладилось и тогда площади установили общественные туалеты…

Прошли годы и лишь во второй половине 60-х у таганрогских властей возникло горячее желание воплотить давешнюю мечту красноармейцев кавалерийской школы и установить памятник вождю пролетариата, тем более 100-е со дня его рождения было совсем близко.

Николай Васильевич Томский (1900-1984).
Николай Васильевич Томский (1900-1984).

Работа была заказана прославленному скульптору-монументалисту и ректору Московского художественного института, лауреату множества ленинских и сталинских премий, президенту Академии художеств СССР Николаю Васильевичу Томскому (1900-1984). Архитектором стал Александр Алексеевич Заварзин (1900-1980), который работал над множеством интересных проектов, в том числе и с знаменитой Верой Мухиной.

-6

22 апреля 1970 года на Октябрьской площади (так назвали площадь, где был когда-то Успенский собор) состоялась закладка памятника, а сам он был открыт 6 ноября.
Его высота 4,62 метра, пьедестал — 2,74 метра.

Так спустя 46 лет был закончен ритуал с захоронением бюста Ленина…

P.S. А в Таганроге памятники Ленину были еще в разное время и в разных местах. Весьма примечательны была многофигурная композиция, которую воздвигли рядом с вокзалом на площади Восстания в 1935 году. На фрагменте броневика стояла скульптурная группа. В центре — Владимир Ленин, вокруг — фигуры солдата, рабочего и работницы. А впереди монумента, по обе его стороны находились ещё две скульптуры: лётчика и танкиста.

Автором был Давид Якерсон (1896-1947), ученик Марка Шагала, один из первых деятелей «монументальной пропаганды». К сожалению, в годы оккупации Таганрога этот памятник был разрушен.