В Великую Отечественную войну есть большое количество героических и интересных легенд и мифов. Вообще, для войны свойственно создавать такие вот истории, которые бы поднимали боевой дух солдат, тыловики бы знали вот есть такие герои и так далее. Однако, легенды появляются и уже после войны.
Изначально мне казалось, что наша история начинается от силы в годах нулевых этого века, однако все несколько древнее. В 1995 году для одного из изданий некто Владимир Васильев написал статью о том, как царские пушки воевали под Москвой. Использовались тогда 6-дюймовые орудия образца 1877 года, которые применялись в Царской армии, и позже достались советской власти. История описана достаточно детально, есть и упоминания генерал-майора Д.Е.Козловского, который собственно и подсказал Жукову и Рокоссовскому командующему 16-й армии использовать эти орудия тогда, когда каждое орудие было на счету, а дело шло в ноябре 1941-го года, судьба Москвы еще была в подвешенном состоянии.
В итоге, орудия использовали удачно, да настолько что немецкие танки из состава 3-й танковой группы буквально разрывало на части, ибо стреляли прямой наводкой на дистанции в 500-600 метров. История красивая ничего не скажешь, но вот только в ней есть несколько интересных моментов. Прежде всего, в самой старой и по сути оригинальной публикации 1995 года генерал-майор Козловский не упоминался вообще, там говорилось о пожилом человеке, что работал в академии. Казалось бы, его имя открылось уже позже, и даже возможно действительно так и было.
Однако, в мемуарах ни Жукова, ни Рокоссовского этого момента вообще не было, хотя его определяют, как поворотный: немцы остановили свой удар, что позволило подтянуть резервы для 16-й армии. Сам же Рокоссовский писал о том, что ему в итоге выделил несколько 37-мм зенитных орудий, которые действительно могли пробивать немецкие машины. Тогда ему выделили два полка этих орудий. Жуков тоже про это вообще ничего не пишет, хотя и упоминает нехватку артиллерии.
В действительности, несмотря на достаточно подробную историю, у нас нет ни одного документального подтверждения этого факта, да даже ни документа, а хотя бы воспоминания очевидцев. При этом, подчеркнули, что запаса ствола хватит на 5-7 выстрелов, а потом уже использовать нельзя. Так что применение такое единственное в своем роде, и повергло немцев шок. Действительно ли повергло? У нас также нет ни одного немецкого свидетельства, ибо на тот момент( с 5 октября 41-го) командующий 3-й танковой армии генерал Рейнгард не оставил никаких свидетельств. Собственно, и Франц Гальдер который вел достаточно подробный дневник так же про это не пишет.
Скорее всего история тем самым это красивая легенда, про которую массово пишут, даже снимают сорокаминутные сюжеты, но впрочем, есть вариант что это была суровая необходимость, которую не задокументировали.