Найти тему
OperaHD. Новости

Шесть самых интересных балетов "Ромео и Джульетта", которые стоит увидеть

Оглавление

Как и у многих балетных историй, например, Лебединого Озера, история Ромео и Джульетты Сергея Прокофьева началась со сложностей и неприятностей. Балет столкнулся с цензурным запретом и общей недоброжелательной атмосферой к современной музыке. Главные советские театры испугались сотрудничать с почти опальным композитором. Премьера с огромным успехом прошла в Чехословакии, в 1938 году, в маленьком городе Брно. И только спустя два года состоялась премьера в Советском Союзе. А в наше время - это один из самых любимых балетов!

1940 год
Ленинградский Театр оперы и балета им. Кирова (Мариинский)
Версия Леонида Лавровского.

Отправная точка всех балетов Ромео и Джульетта. Главные партии исполнили Галина Уланова и Константин Сергеев. После войны спектакль был перенесен в Москву, на сцену Большого театра.

В постановке Лавровского много внимания уделялось соответствию средневековым традициям, так Лавровский стилизовал 'Танец рыцарей' под действительно существовавший когда-то в Англий танец с подушечками, а в хореографии народных сцен много элементов народных средневековых танцев. Много в постановке и пантомимы, без которой традиционно не обходился ни один драмбалет в ту эпоху. Сейчас эту версию все еще можно увидеть в Мариинском театре.

В 1956 году Большой театр привез Ромео и Джульетту на гастроли в Лондон, и после этого началось триумфальное шествие балета по всему миру, и очень многие интересные хореографы создали свои версии балета.

1958 год
Ла Скала, Штутгартский балет
Версия Джона Крэнко

Одним из первых свою версию Ромео и Джульетты создал Джон Крэнко, британский хореограф, работавший большей частью в Штутгарте, автор знаменитого балета Онегин. В 1958 году премьера его балета состоялась в Милане, где партию Джульетты танцевала знаменитая Карла Фраччи, а затем 4 года спустя и в Штутгарте. И тут заглавную партию исполнила Марсия Хайде, любимая балерина Джона Крэнко. Помимо отличной балетной техники, Штутгартскую школу всегда отличали отработанные навыки актерской игры, которые потребовались танцовщикам и в этом балете. Спектакль изобилует занятными мизансценами, а сложнейшая хореография полна то бесшабашного веселья, то трагического драматизма.

1965 год
Royal Opera House
Версия Кеннета МакМиллана

В конце 50-х Королевский балет попытался поставить на своей сцене балет Лавровского, но не смог договориться с Советским Союзом. В итоге театр заказал свою версию Кеннету МакМиллану. Разумеется, МакМиллан видел гастрольный спектакль Большого и не скрывал, что остался под большим впечатлением.

И все же его балет получился совсем другим, мало похожим на версию Лавровского. МакМиллан, мастер проникать в глубины человеческих душ, показывать развитие чувства главных героев, используя для этого только танец. Его балет теперь уже считается современной классикой. Премьеру танцевали Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн, хотя МакМиллан готовил премьеру балета с другой парой - Линн Сэймур и Кристофером Гейблом.

С 10 по 24 июля Royal Opera House дает возможность увидеть балет "Ромео и Джульетта" онлайн на своем ютюб-канале. В ролях — Ясмин Нагди, Мэтью Болл, Гэри Эвис, Валентино Цукетти и др.
Программка и информация о спектакле есть на нашем сайте
operahd.ru, спектакль был в трансляциях в кинотеатрах в сезоне 18/19.

1971 год
Франкфуртский балет, Гамбургский балет
Версия Джона Ноймайера

"Ромео и Джульетта" стал первым многоактным балетом Джона Ноймайера, но вся сила таланта хореографа видна уже и тут. Балет был поставлен для Франкфуртского балета, которым руководил в то время хореограф, а в 1974 году перенесен на сцену Гамбургского балета, бессменным худруком которого Ноймайер является с 1973 года.
Трактовка сюжета
Джоном Ноймайером вполне традиционна, в духе постановок Лавровского и Крэнко, чьим учеником он был, однако различие с драмбалетом тут не на сюжетном, а на хореографическом уровне. Он создал более условный, формализованный хореографический язык для старшего поколения Монтекки и Капулетти, специфические позы рук и верхней части корпуса, а танец юных Ромео и Джульетты наоборот, наполнил свободой, близкой по силе с дикой природой. Ноймайер добился естественности хореографического языка, сделав танец осмысленным и понятным зрителю, давая возможность зрителю психологически включиться в происходящее.

1990 год
Лионская Национальная опера
Версия Анжелена Прельжокажа

Анжелен Прельжокаж предложил новый взгляд на сюжет Шекспира. Сократив партитуру Прокофьева до 90 минут, он переосмыслил сюжет, создав историю о свободе личности в тоталитарном государстве, добавив к Шекспиру Оруэлла. Джульетта тут принадлежит к аристократии, государственной элите, и живет как в оазисе, огражденном от простого народа. Однако Ромео, с друзьями проникает на запретную территории и влюбляется в Джульетту. Прельжокаж рассказывал: "Когда я получил заказ от директора Лионской оперы на постановку "Ромео и Джульетты", я сразу вспомнил о романе Джорджа Оруэлла "84-й год" и перечитал его. Это показалось мне знакомым: героиню зовут Джулия, она тоже не может любить того, кого хочет, Большой Брат контролирует всё и всех... Мне казалось, что контраст между тоталитаризмом, который всей своей мощью давит на человека, и хрупкостью любви двух существ может составить силу спектакля". Посмотреть версию Прельжокажа можно тут: https://youtu.be/1TVgHQBOs-A

2013 год
Шведская Королевская Опера
Версия Матса Эка

Матс Эк проинтерпертировал сюжет Шекспира, увидев в Джульетте движущую силу трагедии. Он так и назвал свой балет - «Джульетта и Ромео» / Gulia&Romeo. Она первой вступает в войну за любовь, и первой же за неё умирает.
Переставив акценты, и как обычно наполнив балет черным юмором и абсурдизмом, Эк отказался и от партитуры Прокофьева, как от слишком связанной с драмбалетными версиями, и использовал небалетную музыку Чайковского.
Здесь нет исторической Вероны, сюжет Шекспира едва угадывается, а вместо помпезных декораций - минимум театральных условностей. Эк переносит действие в современный мегаполис. Жестокий мир людей, власти и предрассудков разных поколений окружает влюбленных и приводит их трагическому финалу. Кстати, в спектакле танцует и старшее поколение - семья Матса Эк, жена
Анна Лагуна (кормилица) и брат Николас Эк в роли Герцога, от чего эпизодические роли стали в спектакле одними из центральных.

2019 год
Компания New Adventures
Версия Мэтью Борна

Мэтью Борн непревзойденный мастер рассказывать в танце старые истории совершенно по-новому. В его интерпретации они всегда звучат неожиданно и интересно. Особенно, если это хорошо известная старая история.
В его «Ромео и Джульетте» нет враждующих семей Монтекки и Капулетти. Действие он переносит в будущее, которое, впрочем, не так уж и далеко.
Место действия – исправительный институт для подростков в Вероне, что-то среднее между тюрьмой и психбольницей. К трагедии ведут удушающая атмосфера, упразднившая свободу и индивидуальность, сексуальное насилие и любовь, которая тут под запретом.
В своих балетах Мэтью Борн обычно оставляет связь с оригиналом, не явную, почти намек. Есть она и в «Ромео и Джульетте»: Ромео попадает в исправительный институт, втянутый в проказы развеселой троицей - Меркуцио, Бенволио и Балтазара. Он встречает Джульетту во время танца, а их первая встреча наедине по интенсивности не уступает знаменитому балконному па-де-де из классической версии МакМиллана, и к тому же отмечена самым акробатически изощренным поцелуем, который когда-либо был придуман в балете.