Численность евнухов при султанском дворе неуклонно росла на протяжении правления Сулеймана Великолепного и его сына Селима. Если в начале правления Сулеймана во дворце Топкапы жило всего 40 евнухов, то при его внуке Мураде III их было уже больше тысячи. Именно Мураду принадлежит идея разделить единый корпус евнухов на белых и черных. Белые евнухи набирались из рабов европейского и кавказского происхождения, черные – из африканцев и уроженцев Южной Азии. В отличие от Китая евнухами в Османской империи никогда не становились добровольно.
Черных евнухов возглавлял кызлар ага, то есть господин женской половины дворца. Неизвестно почему, но именно черных евнухов султан Мурад определил заведовать делами гарема. В повседневные обязанности черных евнухов входило снабжение обитательниц гарема всем необходимым от мебели и постельных принадлежностей до еды и косметики.
Вскоре после учреждения должности кызлар ага превратился в очень влиятельную фигуру.
С воцарения Мурада отсчитывается столетие, известное в турецкой истории как султанат женщин. Матери и жены султанов стали активно вмешиваться в государственные дела. Учитывая, что покидать пределы гарема и общаться с посторонними мужчинами они не могли, черные евнухи стали важнейшим передаточным звеном между гаремом и внешним миром, доставляя различные секретные послания.
В 1648 г. кызлар ага обеспечивал контакты валиде-султан Кёсем с командиром янычарского корпуса и высшим духовным лицом – шейх-уль-исламом. В результате шейх-уль-ислам издал религиозное предписание (фетву) для свержения Ибрагима Безумного, а янычарский ага это предписание исполнил, арестовав султана. Без участия евнухов согласованное выступление противников правящего султана было бы невозможным. Через 3 года после переворота кызлар ага Узун Сулейман принял участие в заговоре, направленном уже против самой валиде Кёсем. По одной версии, евнух задушил валиде подушкой, по другой – ее собственными волосами. В турецкую историю Кёсем вошла под прозвищем «Замученная валиде». Благодаря черным евнухам власть в гареме и всей Османской империи досталась Турхан, матери малолетнего султана Мехмеда IV.
Глава черных евнухов оказывал влияние и на финансовые дела. В его ведении находились вакуфы, имущество, доход от которого должен был идти на богоугодные цели – содержание мечетей, приютов для дервишей, лечебниц и т.п. Но как повелось в Османской империи, если финансы находятся в твоем распоряжении, то грех не назначить себе любимому щедрое вознаграждение.
Кызлар ага Хаджи Бешир, мальчиком привезенный работорговцами из Восточной Африки, оказался на редкость удачливым и ловким. Он не только умудрился сохранить свой пост после свержения Ахмеда III (1703-1730), но и приумножил свое богатство при новом султане Махмуде I. Великий везирь Ибрагим-паша был страшно недоволен всесилием евнуха и ходатайствовал перед султаном о его устранении. В придворной иерархии везирь занимал второе после султана место, а глава черных евнухов лишь четвертое. Тем не менее, евнух сумел повернуть дело таким образом, что Ибрагим-паша был отправлен в отставку, продержавшись в должности везиря всего год. Когда Хаджи Бешир ушел на покой, он переехал в собственный дворец в предместье Стамбула, где даже завел собственный гарем. Султаны обычно сквозь пальцы смотрели на обогащение евнухов. По известным причинам наследника у евнуха быть не могло, поэтому после смерти все его имущество возвращалось в казну.
Бывали, вспрочем, редкие казусы, когда торговцы рабами не проводили оскопление должным образом. Существуют рассказы о периодическом появлении в султанском гареме детей с темным цветом кожи, явно указывающим на отцовство. Конечно, жены султана не вступали в подобные отношения. У евнуха была возможность соблазнить лишь наложниц, которые имели мало шансов добраться до постели повелителя. Если от плода такой любви не успевали тайно избавиться, его вместе с матерью заталкивали в мешок и топили в Босфоре.
Султан-реформатор Махмуд II в 1830 г. одним росчерком пера лишил черных евнухов их прежней власти, а должность кызлар аги превратил в исключительно церемониальную. В то время работорговля в Старом Свете все больше стала ассоциироваться с отсталостью и варварством. Махмуд II был очень чувствителен к тому, как воспринимали Османскую империю в мире, и начал постепенно отступать от средневековых турецких традиций.
Тем не менее, пополнение корпуса черных евнухов прекратилось только в 1890-х годах, когда под ударами британцев пало последнее государство работорговцев – Занзибарский султанат. Последних черных евнухов «как пережиток тиранического правления султанов» распустили после Младотурецкой революции в 1909 г.
Читайте другие статьи из "Турецкой серии", опубликованные на канале.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые :)