За пределами всех планет Солнечной системы. Мир, где солнечный год длится 248 лет. Мир, где Солнце - просто яркая точка. Мир вечной ночи, температура поверхности которого минус 230 градусов по Цельсию. Плутон.
Некогда 9 планета, открытая в начале 20 века, Плутон всегда был объектом повышенного интереса. Причина этому проста: в силу своего размера (а он меньше Луны) его никак не могли тщательно рассмотреть в телескопы с Земли. С момента своего открытия и до недавних пор, он оставался мутным пятном даже в самые сильные и современные телескопы. Воображение астрономов и ученых рисовало разные картины: Плутон мог оказаться самым фантастическим объектом в нашей системе.
Что же на нем есть, какой он сам по себе, что такое Харон (спутник Плутона; долгое время считалось, что у Плутона только один спутник - Харон. Сейчас известны еще 4 спутника, а вот Харон спутником перестал быть, т.к. вращается не вокруг Плутона, а вместе с Плутоном вокруг некого общего центра. Т.е. Харон и Плутон - это двойная система), есть ли на нем атмосфера и что расположено за ним? Все эти вопросы оставались без ответа.
Но в 2006 году с Земли стартовал аппарат NASA "Новые Горизонты". К 2015 году он достиг Плутона и впервые в истории передал снимки "тогда-уже-не-планеты". До этой миссии представление о планете было крайне фрагментарным. Часто учебники и энциклопедии большую часть статьи о Плутоне отводили под описание истории его открытия.
Основными целями этой космической экспедиции был сбор данных об атмосфере планеты, картографирование местности и изучение Харона.
И он справился со всеми поставленными задачами. Для того чтоб лучше понять Плутон и оценить полученные результаты миссии представим, что мы сами попали на эту планету. Что бы мы увидели?
По мере подлета к планете перед нами бы предстала голубоватая дымка атмосферы. Едва заметная в свете тусклого Солнца, разреженная, но все равно порождающая ветра. Мы бы увидели белесый туман окутывающий поверхность, которой образуется из-за испарения азотно-углеводородных льдов по мере приближения планеты к Солнцу.
Очутившись на самой поверхности и подняв глаза к небу, мы бы увидели облака, состоящие из мелких ледяных кристаллов угарного газа.
Встав ногами на землю Плутона и посмотрев вокруг, перед нами предстали бы острые хребты и скалы, состоящие из замершего газа, острые пики гор из ледяного метана и долины из твердого диоксида углерода - CO2. А меж гор мы бы наблюдали долины и равнины все из того же твердого газа.
"Красота при низких температурах – настоящая красота" - сказал Иосиф Бродский. Это истинно так для Плутона. Яркая точка Солнца на небе, освещающая долины изо льда при минус 230 градусах по Цельсию. Самая известная из них - долина Томбо, похожая на сердце.
По мере приближения к Солнцу, температура на поверхности немного поднимается, что вызывает испарение азота в атмосферу. Из-за малоплотной атмосферы жидкость не может существовать на поверхности Плутона.
В небе мы бы увидели доминанту Харона, а Солнце было бы яркой точкой, свет которой бы рассеивался бы в атмосфере. Дневной период на Плутоне был бы подобен темным сумеркам на Земле.