Королям и принцам иногда удавалось жениться по любви. Но вот их Золушки очень редко были образцами добродетели.
Перед вами — пять историй о неравных браках.
1. Мадам де Ментенон и Людовик XIV
Франция, 17 век
В 1652 году знаменитый поэт и острослов Поль Скаррон, больной ревматизмом и параличный, женился на юной Франсуазе д’Обинье, ставшей хозяйкой самого блистательного литературного салона в Париже, где собирались модные и популярные писатели, поэты и драматурги.
Когда Скаррон умер, Франсуаза осталась без средств и охотно приняла предложение стать воспитательницей внебрачных детей короля Людовика XIV от его тогдашней фаворитки. Фаворитка эта к тому времени королю уже несколько поднадоела, к тому же она оказалась замешана в темную историю с колдовством и ядами.
Стареющий король-солнце стал находить удовольствие в неспешных беседах со скромной, набожной, умной и образованной гувернанткой, вскоре получивший титул маркизы де Ментенон. И к тому времени, как умерла королева, Людовик уже был влюблен в сорока восьмилетнюю маркизу. Став под её влиянием таким же набожным, король не решался на внебрачную связь, но и не готов был сделать маркизу королевой.
Между тем по Парижу поползли слухи. Конечно, нашлись те, кто обвиняли новую возлюбленную короля в ханжестве, и уверяли, что молодость её вовсе не была так уж целомудренна. По городу расходились куплеты, эпиграммы, сатирические рисунки, причем последние помещались на коробках конфет.
И вот однажды ночью король и мадам де Ментенон тайно обвенчались. Причем настолько тайно, что до сих пор неизвестно, когда именно это произошло.
Но вскоре по тому, как стала держаться бывшая гувернантка, придворные начали догадываться об её истинном положении.
Вначале известие не выходило за пределы Версаля, но, когда всё-таки вышло, это вызвало новую волну оскорбительных куплетов.
Тем не менее король прожил с новой женой всю оставшуюся жизнь, и под её влиянием самый блестящий двор Европы превратился в место высоконравственное, и, как следствие, в высшей степени унылое...
2. Марта Скавронская и Петр I
Россия, 18 век
В конце 17-го века в городе Мариенбург (это в нынешней Латвии) жил пастор Глюк со своим семейством. Служанкой у них работала молоденькая Марта Скавронская, отданная в дом пастора еще девочкой. Когда Марте исполнилось 17, её выдали замуж за солдата, причем свадьбу сыграли на скорую руку — во-первых, потому, что шла Северная война, и со дня на день ожидалось наступление русских, а во-вторых, потому, что пасторский сын уж со слишком большим интересом поглядывал на бойкую служаночку.
Через два дня после свадьбы муж Марты отправился воевать и канул в неизвестность.
А Марта, после захвата города русскими войсками, попалась на глаза фельдмаршалу Шереметеву, и, переходя из постели в постель, добралась до императорской.
Петру I понравилось проводить время в компании новой возлюбленной, и очень быстро он искренне привязался к красавице.
Вскоре она приняла православие и стала зваться Екатериной. Добродушная, веселая, ласковая, она одна могла справится с приступами гнева, которые случались у Петра, охотно разделяла его труды и заботы, а еще охотнее — его развлечения, в том числе склонность к безудержному пьянству.
Уже имея двух дочерей, Петр и Екатерина обвенчались в 1712 году, а в 1725 она станет императрицей Екатериной I, проделав путь из кухни пасторского домика до императорского трона.
3. Екатерина Долгорукова и Александр II
Россия, 19 век
В 1859 году отмечался юбилей Полтавской битвы. По этому случаю проводились военные учения, на которые приехал император Александр II. Остановился он в имении князя Долгорукова, где и познакомился с его одиннадцатилетней дочкой Катей. Самому императору было на тридцать лет больше.
Когда Катя училась в Смольном, он часто навещал её, проявляя «отеческую» заботу, всё более привязываясь к умной, красивой девушке, не скрывавшей своего восхищения императором.
Потом они как-то встретились в Летнем саду, и стали встречаться там ежедневно, потом встречи стали проходить в уединенном павильоне в Петергофе…
Те, кто читал их сохранившиеся письма, уверяют, что они в высшей степени откровенно демонстрируют пылкость стареющего императора.
Он почти не скрывал своих отношений с Екатериной, выделил в Зимнем дворце апартаменты для неё и их детей, которых он обожал.
Когда скончалась императрица, Александр буквально через месяц обвенчался с Екатериной и представил её своему законному семейству, которое было в высшей степени скандализовано. Особенное неудовольствие проявляла жена наследника, категорически запретившая своим детям общаться с детьми Екатерины.
Но император всё-таки настоял на уважительном отношении к новой супруге. Она получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а их дети, узаконенные задним числом — князей и княжон Юрьевских. Одна из этих княжон выйдет замуж за сына нашей следующей героини.
4. Наталья Пушкина и Николай Вильгельм Нассауский
Германия, 19 век
В 19-м веке на территории нынешней Германии существовало маленькое государство Нассау. В 1856 году сын Нассауского герцога Николай Вильгельм прибыл в Россию по случаю коронации Александра II и на одном приеме обратил внимание на красивую молодую женщину. Выяснилось, что даму зовут Наталья Александровна Дубельт, что замужем она за сыном начальника тайной полиции и имеет трех детей. Ещё принцу рассказали, что Наталья Александровна — дочь очень известного в России поэта Пушкина.
Наталья Александровна красотой пошла в мать, а взрывным темпераментом — в отца. Совсем юной девушкой она влюбилась в этого самого Дубельта, и хотя мать с отчимом были категорически против, вышла за него замуж. Иногда к мнению старшего поколения всё-таки стоит прислушиваться — брак оказался неудачным. Склонный к пьянству, заядлый игрок, промотавший всё состояние, Дубельт ревновал жену, скандалил и даже бил её. В конце-концов они развелись, и Наталья уехала за границу, где вскоре вышла замуж за Николая Вильгельма Нассауского.
Она была из очень древнего и знатного рода, но не королевского, и по существовавшим тогда правилам не могла именоваться принцессой Нассауской. Ей был пожалован титул графини Меренберг, и этот же титул носили её с принцем дети, которые к тому же не имели никаких наследственных прав.
Дочь Пушкина скончалась в 1913 году, пережив мужа на несколько лет. Она не могла быть похоронена рядом с мужем в фамильной усыпальнице герцогов Нассауских, и прах её был развеян над его могилой.
5. Уоллис Симпсон и Эдуард VIII
Великобритания, 20 век
В 1930 году наследник британского престола Эдуард познакомился с Уоллис Симпсон, которая была замужем, имела за спиной еще один брак и несколько внебрачных связей. Принц, строгостью нравов тоже не отличавшийся, закрутил с ней роман.
Слухи об этой связи просочились в прессу, король потребовал от сына разорвать порочащие его отношения. Но Эдуард категорически отказался и объявил о своем желании женится на Уоллис.
После смерти своего отца Эдуард был провозглашен королем, а Уоллис незамедлительно начала бракоразводный процесс. Всем стало ясно, что вскорости последует королевская свадьба. Однако по тогдашним законам король, глава англиканской церкви, не мог женится на разведенной (а в этом случае — дважды разведенной женщине!).
И тогда Эдуард подумал: да зачем мне эта корона? Лучше буду жить себе спокойно с любимой женщиной.
И отрекся от престола, женился на Уоллис и, действительно, жил вполне себе спокойно.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца. В благодарность — еще одна короткая история о неравном браке.
Дочь Натальи Александровны Пушкиной и Николая Вильгельма Нассауского, София Меренберг вышла замуж за великого князя Михаила Михайловича, внука Николая I, что вызвало возмущение у императорской семьи и вынудило супругов всю жизнь прожить за границей.
А сын Натальи Александровны и Николая Вильгельма, Георг-Николай Меренберг, женился на Ольге Юрьевской, дочери Александра II и Екатерины Долгоруковой.
Вот так внуки Пушкина и Николая I переженились между собой.
Истории о самых скандальных свадьбах средневековья читайте здесь.