Найти в Дзене
barbarru

ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА.

Оглавление

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продлилась страшных 872 дня. Однако надежда на лучшее у блокадных жителей не угасала, люди делали все возможное для жизни, для фронта, для победы!

Многие считают, что окруженный город был неспособен вести любое производство, исчерпал все ресурсы и ждал освобождения в беспомощном состоянии. Однако в те годы работали многие заводы и комбинаты, в том числе, и судостроительные предприятия.

1. Трудовой военный подвиг энергетиков

· Кожевенная линия В. О., 40. На заводе «Севкабель» в годы войны, помимо прочей продукции, выпустили легендарный «кабель жизни». Его протянули по дну Ладожского озера, чтобы снабжать город электричеством, вырабатываемый Волховской ГЭС.

· Электроаппарат

За время войны завод был сильно разрушен , однако уже вскоре после снятия блокады Государственный Комитет Обороны принимает постановление о восстановлении и реконструкции Ленинградского завода ‘Электроаппарат’ и возобновлении выпуска разработанных в предвоенные годы воздушных выключателей на 35-220 кВ. С началом ВОВ в мастерских было налажено производство военной продукции: мин, гранат, снарядов для “Катюш”.

-2

2. В предвоенные годы на Васильевском острове на пересечении Малого проспекта с 17-й и 18-й линиями располагались рядом друг с другом два завода: "Красный металлист", выпускавший эскалаторы, редукторы, цепи, подковы, и Машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова, продукцией которого являлось горнообогатительное оборудование.

Мужчин, ушедших на фронт, заменяли женщины и подростки. Заводы выпускали мины, гранаты, зажигательные и осколочные бомбы.

Первая блокадная зима: людей становилось все меньше и меньше, но оставшиеся в живых продолжали трудиться, выполняя производственные задания.

15 марта 1942 года Военный совет Ленинградского фронта отдал приказ о перебазировании авиаремонтной базы в помещения завода "Красный металлист". Начался ремонт самолетов. Интенсивность обстрела завода возросла, увеличивалось число жертв. За время работы авиабазы были восстановлены сотни бомбардировщиков, торпедоносцев, штурмовиков, истребителей, авиационных моторов, пушек и пулеметов. Победа над фашистской Германией приближалась, фронт удалялся на запад. В апреле 1944 года авиационная рембаза закончила свою работу. Перед страной вставала задача восстановления народного хозяйства. В апреле 1944 года Наркомат тяжелого машиностроения дал первое задание по выпуску мирной продукции, необходимой стране. На заводах стали появляться первые рабочие из выздоравливающих после ранений бойцов, а затем возвращались демобилизованные воины-победители.

-3

3. Табачная фабрика Урицкого-2

В 1942 году на фабрике было налажено производство мин, снарядов, ручных гранат и другой военной продукции - и одновременно производство суррогата махорки из опавших листьев, изготовление медикаментов. Махорку, смешанную с листьями клена и дуба, выпускавшуюся фабрикой Урицкого, в народе называли «матрасом моей бабушки». Но в этом «матрасе» были не только листья клена и дуба. Потом к ним стали добавлять листья осины и липы.

Во время войны на упомянутой выше фабрике Урицкого работал детсад. На Нюрнбергском процессе в качестве одного из обвинительных документов фигурировала пленка, на которой была случайно заснята гибель 13 детей из этого детсада в возрасте 4-6 лет.

Табачники фабрики им. Урицкого участвовали и в оборонных работах. По распоряжению военного командования, фабрике было поручено построить два ДЗОТа, а они построили четыре. Созданная на фабрике команда МПВО оказывала горожанам бытовые услуги и посильную медицинскую помощь. На фабрике был организован стационар. Работницы (а на фабрике в блокаду работали преимущественно женщины) собрали большие средства в фонд обороны и на строительство танка «Ленинградский табачник»

-4

4. Завод имени М. И. Калинина

Во время войны основное оборудование и состав работающих на заводе были эвакуированы в Казань и Саратов. Несмотря на это, оставшиеся на заводе специалисты в короткие сроки освоили производство реактивных снарядов для легендарных "Катюш". В период ленинградской блокады, работая только в светлое время суток, без энергии и пара, при минусовой температуре, завод продолжал выпускать боеприпасы. После войны заводское производство продолжало развиваться, модернизировалось оборудование. Здсь производили устройства фотонной техники, применяемой на космических кораблях, сложнейшие электронные приборы. Кроме военных заказов, осваивались другие виды изделий. Завод занимал видное место среди предприятий города, славился специалистами высокой квалификации

-5

5.Блокадный трамвай.

Весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта – трамвай.

Часть трамвайного парка была мобилизована для нужд фронта. Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.

Мужчины уходили на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, – те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.

Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Необходимо было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям – больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.

В трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом (светомаскировка). В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.

Из маршрутов были оставлены лишь самые протяженные, например, легендарный номер 4, который начинался на острове Голодай ( ныне остров Декабристов), пересекал Васильевский, проходил по Дворцовому мосту, Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался у Волкова кладбища.

Это о нем рассказывали блокадный анекдот:

Встречаются на улице двое знакомых. " Как поживаешь?" - спрашивает один другого. " Да как трамвай № 4 : по Голодаю , по Голодаю - и на Волково".

-6

6.Блокадные бани.

Бани начали вновь открываться со второй половины февраля 1942 года. К 15 марта их число достигло, согласно официальным отчетам, двадцати пяти, но в блокадных записях называется лишь несколько из них, которые действовали в это время: возможно, другие из них работали с длинными перерывами.

Открывались бани и на предприятиях, куда рабочим разрешалось приводить свои семьи, а одна из них размещалась даже в Публичной библиотеке. В первой половине 1942 года обычно приходили в бани по талонам, выданным предприятиями и учреждениями. Нередко бойцы МПВО и санитарных отрядов отвозили в баню обессиленных людей и там же мыли. Попасть в баню в марте 1943 года удавалось не всем

Если в марте 1942 года в банях еще было холодно, то с апреля положение изменилось — как повсеместно отмечали блокадники, стало теплее, чище и светлее, а помывка являлась «великолепной». Не везде работали только парилки, но довольствовались и малым. С конца весны открывались при банях киоски, где можно было купить небольшой кусочек мыла.

-7

Чувство благодарности и гордости переполняет, когда понимаешь какие усилия приложили мирные жители, как поддерживали помогали друг другу. Мы должны помнить о подвигах наших героев.