На днях я буквально залпом прочитал по подсказке в одной из тем https://zen.yandex.ru/media/classic/tri-moi-liubimye-knigi-vladislava-krapivina-kotorye-ia-sovetuiu-prochitat-v-liubom-vozraste-5ebd3b5f04e062091779487f
повесть Владислава Крапивина «Колыбельная для брата». Прочитал и задумался. Честно сказать, мне вот уже под сорок, а это всего лишь вторая книга Крапивина что я прочитал. Первая «Острова и капитаны» прочитанная мною первый раз, наверное, лет 15 назад. И вот прочитал я наконец второю для себя повесть преизвестного писателя и подумал – все-таки хорошо, что я не читал этого ни в детстве конец 80-х – начало 90-х, ни в юности – середина лихих 90. Ибо тогда я точно бы не смог адекватно оценить творчество Крапивина.
Я не поклонник жесткача – «Меня зовут Арлекино» или чернухи «Авария – дочь мента», но и не могу терпеть гипертрофированной рафинированности, слащавости и инфантилизма – другой полюс на котором находятся произведения Крапивина. «Истина» где то посередине, например, «Мужская школа» Альберта Лиханова. Тут и доброта и справедливость и метания героя но… на фоне реальной суровой жизни. Героям Лиханова веришь, как и ситуациям, которые Лиханов дает читателю, а вот героям Крапивина, увы, нет. Да что говорить, даже Авария и Арлекино несмотря на утрированную мрачность реальны, они настоящие, они могли быть, а вот Кирилл – главный герой «Колыбельной…» персонаж сказочный. Вот и попробуем его и разобрать.
Для начала – пацанчик он у нас очень гордый, самосознание из него так и прет. Завязка конфликта, я не был пай мальчиком в школе, но я здесь на стороне учителей. Ах, как не хорошо, проверять карманы и сумки у свободолюбивых индивидуалистов – «не имеете права». Нет, уж, дружочек, постой. Нехорошо это просто так шмонать, а вот если ты вылез из учительской гардеробной, то будь добр - покажи карманы. Это не по правилам? Какие правила, ты их сам первый нарушил! К этому вопросу о правилах я еще вернусь.
Но вот дело разъясняется и на сцене появляется плохиш Дыба – местный гопник с которым Кирилл вступает в конфликт. Тут хоть стой хоть падай. Увы, в жизни такие Дыбы таких Кириллов с какашками кушают и не давятся. Начнем вот с чего – у героев Крапивина вообще странная социальная жизнь. Ни у Кирилла в «Колыбельной» ни по сути у Гоши в «Капитанах» нет друзей- товарищей, нет своей компании, ни в школе ни во дворе. Вы скажите ну как же у Кошака есть «таверна» - странное, конечно местечко… Я вот таких разношерстно-разновозрастных компаний не встречал. Это какая-то сборная солянка, место, собственно говоря, сбора, но Кошак там тусит, вот честно не пойму как. Близких друзей – двух-трех пацанов-товарищей у него там почему-то нет…
Но вернемся к Кириллу – первое что странно, это то что Дыба изначально его не прессовал.
«– Ясно, – с пониманием проговорил Дыба, и в голосе его даже проскользнуло уважение. – Кодлу заимел?
Кирилл коротко засмеялся:
– А говоришь, что я дурак! Сам ты дурак. Ты думал, что тебя всю жизнь будут бояться?
Дыба зевнул, наклонил голову, осмотрел Кирилла от ботинок до макушки. Изобразил на лице жалость и сочувствие.
– Хороший ты пацан, – медленно сказал он. – Никогда тебя не трогали, обрати внимание. Но будешь выступать, смотри – маме с папой жаловаться бесполезно. Не помогут.
– Если надо, то помогут, – сказал Кирилл. – Но и без них есть кому с тобой поговорить.»
Интересный все же разговор. Такие как Дыба – я их знал не одного, они в принципе не живут завтрашним днем, они лупят таких как Кирилл просто походя, если есть возможность и желание, а такая возможность и желание у них есть каждый день. Насчет родителей, ох ты божечки…Ну и как же они помогут Кириллу? Да, он же все рассказывает им о Дыбе, а потом и классной тоже. Здесь я отсылаю к «Мужской школе» Лиханова – там в красках описано что стало с ГГ когда он по глупости и простодушию рассказал мамашке о драке, а та по простодушию поведала училке. Герой Лиханова стал изгоем и подвергся избиению одноклассников, а вот для мира Крапивина – рассказывать родителям и учителям о хулиганах можно по видимому без последствий для здоровья и собственного статуса. Увы, лично я жил в СССР Альберта Лиханова, гораздо позже, разумеется, а не в стране розовых пони Крапивина.
Смешно, что Кирилл обвиняет Женю Черепанову в том что она рассказала эту историю мамашке и учительнице, и она еще перед ним извиняется. Смешно то что Женя – девочка, на нее железное, писанное кровавой юшкой правило улицы «не стучать!» не распостраняется. А вот с Кирилла должны спросить.
«– Пре-кра-тить! – опять потребовала Ева Петровна. – Это что за самодеятельность! Я запрещаю вам идти сегодня в кинотеатр!
– Это запрещать нельзя, – серьезно объяснил Кубышкин. – Мы ведь не с уроков уходим. Кино – это наше дело, личное, в "свободное от занятий время".
– Они патруль хотят организовать, – язвительно сообщил Димка Сушко.
– Ага, – сказал Климов. – А что? Бывали у нас и раньше патрули: то зеленые, то голубые…
– А сейчас будет фиолетовый, как фингал под глазом, – пообещал Димка.
– Попробуй только вякнуть своему Дыбе, – сказал Кирилл.»
Это уже в классе. Н-дя. Кирилл угрожает однокласснику если тот пойдет и расскажет, своему приятелю Дыбе, что Кирилл Дыбу «вломил» так сказать «официально»? Рассказал представителю школьной администрации о темных делишках уличного четкого пацанчика? Это все. Капец в реальном мире. По крайней мере в обоих школах где я учился Кирилл стал бы парией и его лупцевали вплоть до выпускного, увы, в реальном мире это так. Последующее оступление Дыбы возле кинотеатра, и позорное его бегство в финале конечно тоже не лезет ни в какие ворота.
Насчет Деда и команды «Капитана Гранта». Вот здесь Кирилл действительно мог рассчитывать на реальную помощь. Команду, впрочем, я не считаю – такой же смех как и однокласснички Кирилла – порефлексировали и пошли на стрелку с гопотой, и гопота сдулась, ага, ага. Вот Дед – дело иное. Кстати, юзать помощь великовозрастных братьев/дальних родственников/друзей лет за 20, зазорным на улице не считается. Прокатит, если по иному никак. У меня у одноклассника была такая ситуация – после 9-го поехал в другой город учиться в техникум, и его как и все, к слову не местных первокурсников стали прессовать старшекурсники из отмороженных. Обычное дело… И Васька, одноклассник мой обратился за помощью к дальнему родственнику – женатому уже парню, несколько лет после армии, который по счастливой случайности учился в этом же технаре только на заочке. Тот не долго думая решил проблему прессанув старшаков. Но здесь ньюанс – приятель нашего Васьки был парень-хват, а вот Дед как-то не очень, и действовал он будучи хоть и не местным, но против не местных же пацанчиков. Ничего противопоставить великовозрастному защитнику они уже не могли – круг замкнулся и не в пользу гопоты. А вот местный Дыба может и привлечь кого-нибудь из своих старшаков – Деду тут не на комсомольских собраниях воевать.