Найти тему
Макс Ткаченко

Украинский космос.

Оглавление

В середине двухтысячных Украина являлась важным партнёром России для выхода в космос. Однако после кризиса в 2014 это сотрудничество было остановлено и космические бюро этих стран остались сами по себе. В РФ это не вызвало особых проблем, т.к. уже к тому времени были носители,созданные без украинских компонентов. На украине же вырисовывалась совершенно другая картина...

Циклон-4.

Первая попытка Украины запустить что-то в космос без участия РФ.

Разработка началась в 2002 году, а первый полет был запланирован на 2006 год. После серии производственных задержек эта дата запуска сдвинулась, и в конце-концов дошла после 2015 года.

Запуск "Циклона-4" планировался со стартовой площадки на космодроме Алкантара в Бразилии. Однако Бразилия отказалась от партнерства с Украиной в 2015 году, сославшись на обеспокоенность по поводу бюджета проекта, текущей финансовой ситуации в обеих странах и будущего рынка коммерческого запуска.

По факту этот носитель представлял из себя модернизированный Циклон-3 с новой третьей ступенью. Двигатели первой и второй ступени являются модификацией старых РД-250,которые являются ровесниками РД-107/108.

Первая и вторая ступень Циклона-4 почти полностью повторяли  Циклон-2/3.
Первая и вторая ступень Циклона-4 почти полностью повторяли Циклон-2/3.

РД-261 - двигатель первой ступени Р-36,которая была снята с вооружения в 1980-х.
РД-261 - двигатель первой ступени Р-36,которая была снята с вооружения в 1980-х.

Цена запуска могла составлять не более 30 млн зелёных. А полезная нагрузка составляла 5,5 т на НОО, а на ГПО 1,8 т на ГПО,что могло бы составить достойную конкуренцию Союзам и Дельтам 2.

За всей этой радужной картиной стоял главный недостаток - использование токсичных компонентов топлива. Разработка носителей на подобных парах - нонсенс. К тому моменту сняли с производства сняли одни из самых запускаемых семейств,работающих на высококипящих компонентах - Титан и Ариан. Именно этот фактор стал одним из главных в провале этого проекта.

Циклон-4М.

Точнее даже Сайклон-4М,так как по факту владельцем этого носителя будет канадская Maritime Launch Services. От прежнего Циклона-4 осталась только верхняя ступень. Первая же ступень была создана на основе российско-украинского Зенита.

-4

Первая ступень.

Укороченная первая ступень Зенита. Диаметр был такой же - 3,9 м,а длина 25 метров. Двигатель первой ступени - РД-874,связка из РД-870. Да-да,не удивляйтесь,у Украины есть возможность построить движок для первой ступени. Всё из-за того,что длительное время на Южмаше выпускался РД-120(30 лет). Этот двигатель является праотцом российским РД-170/180/191 и китайским YF-100/115. Более того,этот движок мог использоваться вместо РД-180 на атласах и на космоплане x-34(РД-120К с укороченным соплом).

-5

Но стоит упомянуть,что РД-120 не является украинским двигателем. Он лишь производился Южмашем,что в 2019 было исправлено. Согласно систематике РД-1xx - российские керосиновые двигатели,а РД-8xx - украинские. Но обладание данными технологиями позволило создать как РД-870,так и более перспективные модели РД-801 и РД-810. Стоит также отметить,что эти технологии будут проданы Индии для создания нового семейства срендне-тяжёлых носителей.

Вторая ступень.

Досталась по наследству от Циклона-4. РД-861К - модификация РД-861,который был использован на верхней ступени Циклона-3. Путём частичного закрытия цикла были увеличены УИ (До 330) и времени работы. Недавно были успешные испытания,в результате которых он штатно отработал своё время и был запущен 5 раз. Головной обтекатель также был заимствован со своего предшественника.

Перспективы.

Они относительно туманны. Ракет с подобной грузоподъёмностью не так уж сейчас и много,но создаются носители,которые могут затмить укроканадца. Я говорю об индийских ULV,китайских cz-6A/8,европейских Vega-C и E и японской H3-30S. Даже сейчас Индия и Россия могут создать жесткую конкуренцию.

Цена этого изделия по предварительным расчетам будет составлять $45-60 млн,при этом ПН на НОО 5 тонн,на ССО - 3,3 тонны,на ГПО - 912 кг.

Для сравнения PSLV за $15 млн выведет 4 тонны на НОО,1,5 тонны на ГПО,а российский Союз-2.1а за $35 млн на НОО 7 тонн,на ССО 4,2 тонны,а на ГПО 1,5 тонны.

Запуск ожидается в 2021 году с канадского космодрома,однако никто не знает,как сложатся обстоятельства.

Маяк.

На грани фантастики. Это целое семейство носителей от 1,5 до 70 тонн. Полностью основывается на отлетавшем Зените. Очень маловероятно,что хотябы будет создан двигатель первой ступени - РД-801. Этот носитель даже неоткуда будет запускать. С территории Канады - не вариант,т.к. инфраструктура не та,да и MLS не заинтересована в этом,с Байконура - тоже нет,т.к. наземный старт переделывается под Иртыш в рамках программы Байтерек,а собственного космодрома Украине не видать ввиду её географического положения.

-6

Наука
7 млн интересуются