Найти тему
ПИШЕМ ИНТЕРЕСНО

Логика в тексте. Причина, следствие, деталь и подробность.

Оглавление
Дуэль
Дуэль
Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.

Главный признак плохого текста – сумбур. Читаешь и не понимаешь: кто, что, зачем и почему. Прежде чем что-то писать, стоит разобраться:

  • Где причина?
  • Что стало следствием?
  • Где начало мысли, а где ее финал?

Когда с причинно-следственными связями всё более или менее понятно – пора строить логичный текст. Как это сделать?

Каждое последующее предложение должно вытекать из предыдущего.

1, 2, 3, 4, 5. Не третье из первого. Не пятое из второго. Всё строго по очереди. И не перепрыгиваем в хаотичном порядке с мысли на мысль. Вспомните сказку «Курочка Ряба». Там всего 10 предложений. Если их поменять местами – получится каша. Держите в голове этот пример, когда пишете текст.

При расстановке предложений нужно учитывать еще одну особенность восприятия. Последнее слово предыдущего предложения запоминается лучше всего. Чтобы не получилась глупость - следите, как строите мысль.

️✖️ Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.
✔️ Ленский вышел на дуэль в панталонах. Соперники разошлись и раздался выстрел.

О панталонах Ленского – отдельный разговор. Зачем автор упомянул их? Какую ценную информацию несёт этот предмет гардероба? В конкретном предложении это явно лишнее слово. Его можно оправдать только в одном случае – если панталоны повлияли на исход поединка. Отсюда ещё одно правило:

  • Деталь – это ружьё на стене. Мы его вешаем, чтобы рано или поздно воспользоваться.
  • Подробность – мелкий пустяк. Если от него избавиться, суть текста не изменится.

Чтобы отличать одно от другого, нужно постоянно задавать себе два вопроса:

А зачем?

Каждое слово, которое стоит в предложении, должно нести не только смысл, но и иметь определенную цель. Я пишу это. Стоп. А зачем? Если это важная деталь – оставляем. Если подробность, которая ведёт «в никуда» – убираем.

И что дальше?

Этот вопрос мы задаём себе, чтобы двигать историю, а не топтаться на месте. Приём помогает не зарываться в подробности. Заставляет переключить внимание автора на следующее действие. «И что дальше?» - нужно мысленно произносить после каждого предложения. Эта техника здорово помогает выйти из ступора.

Применяйте сами, делитесь с коллегами и друзьями.

Екатерина Авалиани

Блог в телеграм-канале ПИШЕМ ИНТЕРЕСНО

Читайте также:

Правило «звонок другу».

Инструменты для саморедактуры и проверки.

«Правило трёх» - секретный приём хорошего автора.

Глагол – двигатель истории и главный помощник.

Техника «мама мыла раму».

Ритм в тексте.

Интригующее начало текста.