Найти в Дзене

Рецензия: Кадзуо Исигуро, «Остаток дня»

Страниц: 300

Оценка: 10/10

Я была в восторге от «Не отпускай меня»: романа о подростках-суррогатах, выпущенных для того, чтобы оказаться полезными донорами. Здесь я тоже ожидала увидеть чего-то яркого, необычного и душещипательного. Однако, как оказалось, роман совершенно иной, и это ни на грамм его не испортило.

Сам по себе писатель Исигуро интересен тем, что, будучи рождённым в Японии (Нагасаки), он в детстве с семьёй переехал в Великобританию, да так там и остался, и пишет он на английском.

Этот роман рассказывает нам о неделе жизни дворецкого Стивенса, но, на самом деле, из-за преобладающей ретроспективы получается, что он охватывает практически всю его жизнь.

Нам показывают быт поместья с большим штатом прислуги и занятия дворецкого, но главные — не они, а личность Стивенса. Повествование ведётся от лица дворецкого, но всё описывается довольно отстранённо, безэмоционально. Больше всего его личность раскрывается в диалогах с мисс Кентон.

Наиболее острыми моментами мне показались диалог между мисс Кентон и Стивенсом, когда первая узнала о смерти тётушки:

—Это, безусловно, можно устроить, мисс Кентон.
– Спасибо, мистер Стивенс. Вы уж меня простите, но теперь мне бы хотелось побыть одной.
– Разумеется, мисс Кентон»

Ещё ярче был момент смерти отца героя, тоже дворецкого:

– Мне очень жаль, мистер Стивенс. Ваш отец скончался четыре минуты назад.
– Понятно.
Она поглядела сперва на свои руки, потом на меня.
– Мне очень жаль, мистер Стивенс, – повторила она и добавила: – Не знаю, что и сказать вам в утешение.
– Не нужно ничего говорить, мисс Кентон.
– Доктор Мередит так пока и не приехал.
Она опустила голову, всхлипнула, но сразу взяла себя в руки и спросила твердым голосом:
– Вы подниметесь на него поглядеть?
– Как раз сейчас у меня дел по горло, мисс Кентон. Может, немного попозже.
– В таком случае, мистер Стивенс, разрешите, я закрою ему глаза?
– Буду вам очень признателен, мисс Кентон»

Стивенс получается этаким живым роботом, для которого нет ничего важнее работы, который не умеет чувствовать эмоции. Который даже не мыслит поначалу о жизни вне работы, но затем, уже в конце, начинает это осознавать.

Всё это проходит с бэкграундом в виде наступающей на пятки Второй Мировой и затухания традиции жизни в богатых поместьях.

Британская культура, хорошие манеры, заседание Риббентропа и Черчилля в соседней комнате. Красота.

Мне кажется, что название «Остаток дня» символизирует тот остаток жизни дворецкого, который у него остался после осмысления ценностей, и закат эпохи дворецких, прислуги и шикарных усадеб.

Забавность этого романа состоит в том, что поначалу читаешь и думаешь: «Ну... Написано красиво», а потом дочитываешь и как понимаешь всю глубину! Очень круто.