Найти тему
Business casual

Кто кому платит за рекламу?

Оглавление

Или какие договора заключаются между поставщиками продукции и их клиентами.

В студенческие времена в Москве (2009-2014) я частенько посещал кинотеатр Киностар в Меге Теплый Стан. Невозможно было пройти мимо огромной исталляции на входе в кинотеатр в виде бутылки Кока-Кола, обернутой в кинопленку. И всегда меня посещала одна и та же мысль: "Сколько же кинотеатр платит за право размещать такой бренд у себя в фойе?". И эта мысль была ошибочна. Почему? Давайте разбираться.

Импульс - это вектор?

Проезжая по федеральной трассе мимо Кафе/Мотелей вы наверняка замечали брендированные вывески и рекламные знаки Кока-Кола, Пепси, Марс. Или, например, фирменную подставку Орбит, Дирол у кассы, на которой выложена продукция в магазине около дома. Или картонную стойку кормов для животных в зале Пятерочки. Такие подставки и стойки называются "маркетинговое оборудование". Не секрет, что его основное назначение - импульсная покупка.

Импульсная (незапланированная, спонтанная) покупка - покупка товара, или оплата услуги, совершаемая под воздействием внешних побуждающих факторов, решение о совершении которой покупатель принимает непосредственно в точке продаж.

Как говорится: "Никакой маркетинг не может ничего предложить против мужика со списком покупок." Если говорить простым языком импульсная покупка направлена на опустошение вашего кошелька за счет спонтанно возникшего желания купить продукт, который привлек ваше внимание ярким цветом, правильным местрасположением (например, вяленая рыба с пивом).

Кто платит?

Основное назначение первой части статьи заставить вас задуматься, кто же больше имеет от размещения рекламы? Конечно производитель! С одной стороны может показаться, что выгода есть как для производителя, так и для магазина/ресторана/кафе (далее по тексту Клиент), так как импульсная покупка приносит прибыль обоим, и это действительно так. Однако стоит не забывать о конкуренции: внутри, например, Пятерочки она сама с собой не конкурирует, а условная Кока-Кола имеет кучу конкурентов. Поэтому реклама и размещение маркетинговых материалов важны в первую очередь именно для производителя. Платит, соответственно, он же.

Как это выглядит на практике

Для тех, кто хочет вкратце суть - листайте на следующий блок. Формально все типы отношений между производителям можно свести к двум основным документам:

  • Договор поставки - документ, регламентирующий аспекты перехода права собственности на продукцию от производителя к клиенту, такие, как: временные окна поставки, предмет поставки, цена и т.д. (об этом подробнее в следующей статье)
  • Договор оказания услуг - документ, в котором зафиксированы услуги, которые оказывает клиент, и за которые платит производитель.

Какие бывают услуги, например, "Размещение рекламных печатных материалов". Звучит страшно, но на самом деле это всего лишь брендированные подложки на подносах, плакаты с промо-акцией и т.д. Одна из услуг, которую я описывал выше, называется размещение маркетингового оборудования: размещение всевозможных стоек, подставок и т.д.

Как это работает

Если совсем просто - по договору поставки производитель доставляет клиенту продукцию с определенной скидкой, а по договору оказания услуг - пороизводитель периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) выплачивает заранее оговоренное вознаграждение клиенту.

Пример: Компания по производству конфеток "Шокожуй" поставляет шоколадные конфетки магазину "Рябинка" по догвору поставки по цене 10 рублей за штуку. При этом в импульсной зоне (рядом с кассой) размещена фирменная стойка "Шокожуй" с ее лучшими конфетами "КупиНеЖди", за которую "Шокожуй" платит "Рябинке" ежемесячно 100 рублей.

Ставьте лайки и подписывайтесь, далее будут статьи о структуре крупных FMCG-компаний, о типах догоров и хитростях в них и многое другое.

Доброй ночи.