Найти тему
Культурные коды

ЗАСТЫВШИЙ ОБРАЗ

Площади городов мира украшены триумфальными арками, обелисками, сложными композициями фонтанов и, наконец, скульптурой, без которой жизнь города была бы гораздо менее интересной. Когда говорят, что каждый город «имеет своё лицо»,то как правило предполагают наличие в нём оригинальности и неповторимости образов, к которым я, помимо архитектуры, отношу скульптурные памятники. История их создания тянется сквозь века к древним Египту, Греции и Риму, а также великой восточной цивилизации. Понятие идеала тысячелетиями оттачивалось в Египте и отражалось в гигантских известковых изваяниях фараонов с правильными чертами лица и удивительной улыбкой на губах : лицо сына Солнца должно было быть безупречно для жителей страны, ведь к красоте и доброжелательности сердца тянутся непринуждённо.

Понятие красоты идеала подхватили умные греки, и хотя у них уже отсутствовал великий религиозный страх перед неизвестным и абсолютная вера в божественность власти, но сохранялась почтительная религиозность перед сонмом греческих богов,

-2

многочисленные скульптуры которых были помещены в храмы и на площади. Лица и фигуры богов отличают прекрасные пропорции,подсмотренные авторами у красивых людей...

-3
-4

-5

Спокойствие и безмятежность мраморных скульптур как будто противопоставлены вечным человеческим страстям, тому движению души и непокою, которые сопровождают людей живущих.

-6

Волны, кипящие в человеческих душах, по замыслам скульпторов,должны разбиться о неприступный берег вечного покоя царства богов.

-7

Не буду сейчас вспоминать мифологию, согласно которой боги также испытывали всевозможные страсти и искушения , подобно смертным людям, и деятельность их на земле отнюдь не ограничивалась безучастным созерцанием. Но у скульпторов существовали каноны и именно по их правилам создавались эти прекрасные произведения искусства, взятые потомками за образцы для подражания.

-8

К сожалению, многие современные авторы намеренно искажают образ или делают уродливый гротеск, насмешку, только непонятно над кем — зрителем или самим собой ?

-9

Происходит увековечивание антиидеала, с молчаливого одобрения толпы сдаются позиции первенства красоты и сопутствующей ей духовности.

-10

Мне нравится современная « мыслящая» скульптура, не порывающая с достижениями прежних веков, а продолжающая творческие поиски в рамках понятного и не теряющая связь с красотой. Улицы городов не должны содержать творения циников и людей, так и не достигших понимания истинной красоты, а конкурсы на тот или иной памятник должны становиться предметом открытого обсуждения жителей.