Найти тему
ФЛЕЙТАнутая

А как вы держите флейту? Постановка в картинках

Оглавление

Правильная постановка инструмента — это большая и сложная тема, которую не осилить в одной заметке. Начнем с малого – с удержания инструмента, с поиска баланса.

Стабильное и удобное удержание флейты является одним из обязательных условий хорошей игры. Нельзя допускать, чтобы положение инструмента зависело от двигающихся при игре частей рук, т.е. от «играющих» пальцев.

Фиксация головки на губе

Флейта должна быть прижата к нижней части нижней губы, примерно посередине между ямкой на подбородке и нижней губой. К губе флейта должна прижиматься плотно, вы должны ощущать небольшое давление от инструмента.

Флейта прижимается к губе основанием (третьей или основной фалангой) указательного пальца левой руки. Палец располагается с внешней стороны флейты чуть выше отверстия до-диез. Направление давления пальца строго в горизонтальной плоскости (параллельно земле), с наружной стороны инструмента внутрь.

-2

Большой палец правой руки

Подушечка большого пальца правой руки фиксирует правую часть флейты, направляя её наружу.

Большой палец правой руки всегда должен располагаться между указательным и средним, чуть ближе к указательному. Направление его давления - строго в горизонтальной плоскости с внутренней стороны инструмента наружу.

Давление большого пальца должно быть направлено чётко в центр корпуса, при этом вероятность соскальзывания становится минимальной.

-3

Общая конструкция, баланс

Флейта становится как бы рычагом, с точкой опоры в месте фиксации указательного пальца левой руки. Можно представить качели, где с одной стороны большой палец правой руки, с другой - низ нижней губы, а осью будет основание указательного пальца левой руки. Цель - удержать эти качели в равновесии. И, с детства, вы прекрасно помните, что если один из детей встает с таких качелей, то второй просто падает).

Давления указательного пальца левой руки и большого пальца правой руки должны быть выровнены горизонтально и прямо противоположны друг другу.

Если большой палец правой руки поместить не на внутреннюю сторону флейты, а под неё, то воздействие будет направлено вверх. В этом случае его давление нельзя будет компенсировать только указательным пальцем левой руки. Придется ловить баланс, причем сознательно, задействовав и «игровые» пальцы, и подбородок в удержании флейты, что, как говорилось выше, недопустимо и безусловно скажется на качестве исполнения. Если он окажется не с внутренней стороны инструмента, а под ним, то нажатие мизинца правой руки на клапана для их открывания приведёт к тому, что указательному пальцу правой руки придётся выполнять роль опоры, а большой палец будет воздействовать на головку флейты, нарушая её устойчивость.

-4

Заключение

Для выработки мышечной памяти правильного удержания флейты, занимайтесь перед зеркалом, контролируйте каждое отклонение флейты от правильного положения, следите за балансом. Ловить баланс при исполнении очень накладно, и важно изначально поставить инструмент так, чтобы его правильное положение стало естественным для вас. Здесь не бывает мелочей. И не смотрите на то, в каком положении инструмент у профессионалов, они могут держать его как угодно, а учиться надо, держа флейту правильно.

Основано на книге "A treatise on the flute" Rockstro, в редакции и с пояснениями Terry mcGee.

Если у вас есть уточнения или дополнения, то добро пожаловать в комментарии.

Подписывайтесь на канал и группу Вконтакте.

Читайте про исполнительское дыхание в моей статье.