Найти тему
Горкина Авиация

Исторический самолет И-15бис будет ремонтироваться на заводе МАРЗ

На "Московском-авиационно ремонтном заводе ДОСААФ" в цеху находится еще один уникальный самолет Фонд "Крылатая память Победы", скоро он будет ремонтироваться, не путать с реставрацией. Мы попросили рассказать Фонд "Крылатая память Победы" его историю реставрации. C удовольствием делимся ей с вами.

Фонд "Крылатая память Победы"
Фонд "Крылатая память Победы"

И-15бис с бортовым номером «19» является вторым экземпляром данного типа самолета, восстановленным компанией «Авиареставрация» в 2002 году. Главным обстоятельством выбора данного типа явилась возможность оснащения самолета двигателем АШ-62ИР, используемым на самолете Ан-2. Данный двигатель является современным вариантом еще довоенного двигателя М-62, по весу около 600 кг и мощности 1000 л.с. ему полностью соответствует.

Пока ожидает ремонта в рабочем цеху Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ"
Пока ожидает ремонта в рабочем цеху Московского авиационно-ремонтного завода ДОСААФ"

Из 2 408 самолетов И-15бис, изготовленных авиазаводом №1 в период 1938-39 годах, 27 экземпляров были оборудованы двигателем М-62. Основным видимым их отличием от самолетов И-15бис с двигателем М-25В являлось отсутствие кока-обтекателя воздушного винта. Связано это с использованием воздушного винта изменяемого в полете шага АВ-1, оборудованного балансирами, выходящими за габариты отверстий охлаждения переднего диска капота. Именно по этой причине самолеты И-153 также не имели коков-обтекателей винта.

Работы по И-15бис велись в соответствии с принятыми в «Авиареставрации» правилами. Во-первых, были предприняты поиски всей возможной необходимой документации: конструктивных чертежей, технических описаний, инструкций по сборке, техническому обслуживанию и летной эксплуатации. Во-вторых, в процессе восстановления использовались элементы И-15бис, обнаруженного в Карелии в 1997 году и наиболее вероятно принадлежащего 65-му штурмовому авиаполку, немного про полк написали ниже.

При восстановлении летного экземпляра И-15бис использовались некоторые несиловые элементы найденных частей самолета: фрагменты обшивки внутреннего капота, элементы пола и крепления пулеметов ПВ-1, обтекатели межкрыльевых стоек крыла. При восстановлении за самолетом закреплен заводской №4439, соответствующий серийному И-15бис с двигателем М-62.

Летом 2002 года окончательная сборка И-15бис №4439 завершилась и самолет поступил для полетного тестирования. Первый полет и заводские испытания на аэродроме «Евсино» под Новосибирском выполнил летчик-испытатель Сергей Дадыкин в июле 2002 года. Были отмечены высокая устойчивость в полете, мягкость управления и отличные пилотажные свойства самолета. Двигатель АШ-62ИР работал без перебоев.

Окраска восстановленного самолета И-15бис №4439 выполнена по типу импровизированной камуфляжной окраски, примененной в 71-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота в период 1941-42 года. И-15бис 71-го истребительного авиационного полка участвовали в боевых действиях под Ленинградом, в 1942 году осуществляли воздушное прикрытие транспортных перевозок через Ладожское озеро.

Использован бортовой номер «19».

65-й авиаполк (командир Герой Советского Союза Василий Игнатьевич Белоусов) в количестве 67 самолетов И-15бис в начале июля 1941 г. перевели из ВВС Ленинградского военного округа в состав ВВС 7-й армии, прикрывающей петрозаводское направление. Наиболее известным в этом полку стал командир эскадрильи капитан М.П. Краснолуцкий. Уже 8 июля восьмерка «бисов», ведомая Краснолуцким разрушила железнодорожный мост, взорвала склад боеприпасов, уничтожила артиллерийскую батарею. 12 августа 1941 г. при проведении штурмовки вражеской пехоты в районе деревни Паннилы семерку «бисов» Краснолуцкого атаковали 6 самолетов Messerschmitt Bf 109. В завязавшемся воздушном бое Краснолуцкий таранил вражеский истребитель нижней плоскостью, после этого смог вернуться на свой аэродром. 16 января 1942 г. майору Краснолуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.

Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий после вылета 12 августа 1941 года возле своего И-15бис (источник http://ava.org.ru/shap/17g.htm)
Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий после вылета 12 августа 1941 года возле своего И-15бис (источник http://ava.org.ru/shap/17g.htm)

С созданием Карельского фронта 65-й штурмовой авиаполк вошел в состав 103-й авиадивизии. Боевая деятельность полка оценивалась вполне эффективно. Согласно боевых донесений с начала войны и до марта 1942 г. штурмовые «бисы» уничтожили 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до трех полков пехоты противника. За проявленные героизм и отвагу в начале марта полк преобразовали в 17-й гвардейский штурмовой. С этого момента 17-й гвардейский получил штурмовики Ил-2, а оставшиеся И-15бис передал вновь сформированному 828-му штурмовому авиаполку под командованием майора Краснолуцкого.

Самолет И-15бис № 110 из состава 65-го ШАП на старте, осень 1941 года. (источник http://ava.org.ru/shap/17g.htm)
Самолет И-15бис № 110 из состава 65-го ШАП на старте, осень 1941 года. (источник http://ava.org.ru/shap/17g.htm)

Информация предоставлена Фондом "Крылатая память Победы"