На "Московском-авиационно ремонтном заводе ДОСААФ" в цеху находится еще один уникальный самолет Фонд "Крылатая память Победы", скоро он будет ремонтироваться, не путать с реставрацией. Мы попросили рассказать Фонд "Крылатая память Победы" его историю реставрации. C удовольствием делимся ей с вами.
И-15бис с бортовым номером «19» является вторым экземпляром данного типа самолета, восстановленным компанией «Авиареставрация» в 2002 году. Главным обстоятельством выбора данного типа явилась возможность оснащения самолета двигателем АШ-62ИР, используемым на самолете Ан-2. Данный двигатель является современным вариантом еще довоенного двигателя М-62, по весу около 600 кг и мощности 1000 л.с. ему полностью соответствует.
Из 2 408 самолетов И-15бис, изготовленных авиазаводом №1 в период 1938-39 годах, 27 экземпляров были оборудованы двигателем М-62. Основным видимым их отличием от самолетов И-15бис с двигателем М-25В являлось отсутствие кока-обтекателя воздушного винта. Связано это с использованием воздушного винта изменяемого в полете шага АВ-1, оборудованного балансирами, выходящими за габариты отверстий охлаждения переднего диска капота. Именно по этой причине самолеты И-153 также не имели коков-обтекателей винта.
Работы по И-15бис велись в соответствии с принятыми в «Авиареставрации» правилами. Во-первых, были предприняты поиски всей возможной необходимой документации: конструктивных чертежей, технических описаний, инструкций по сборке, техническому обслуживанию и летной эксплуатации. Во-вторых, в процессе восстановления использовались элементы И-15бис, обнаруженного в Карелии в 1997 году и наиболее вероятно принадлежащего 65-му штурмовому авиаполку, немного про полк написали ниже.
При восстановлении летного экземпляра И-15бис использовались некоторые несиловые элементы найденных частей самолета: фрагменты обшивки внутреннего капота, элементы пола и крепления пулеметов ПВ-1, обтекатели межкрыльевых стоек крыла. При восстановлении за самолетом закреплен заводской №4439, соответствующий серийному И-15бис с двигателем М-62.
Летом 2002 года окончательная сборка И-15бис №4439 завершилась и самолет поступил для полетного тестирования. Первый полет и заводские испытания на аэродроме «Евсино» под Новосибирском выполнил летчик-испытатель Сергей Дадыкин в июле 2002 года. Были отмечены высокая устойчивость в полете, мягкость управления и отличные пилотажные свойства самолета. Двигатель АШ-62ИР работал без перебоев.
Окраска восстановленного самолета И-15бис №4439 выполнена по типу импровизированной камуфляжной окраски, примененной в 71-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота в период 1941-42 года. И-15бис 71-го истребительного авиационного полка участвовали в боевых действиях под Ленинградом, в 1942 году осуществляли воздушное прикрытие транспортных перевозок через Ладожское озеро.
Использован бортовой номер «19».
65-й авиаполк (командир Герой Советского Союза Василий Игнатьевич Белоусов) в количестве 67 самолетов И-15бис в начале июля 1941 г. перевели из ВВС Ленинградского военного округа в состав ВВС 7-й армии, прикрывающей петрозаводское направление. Наиболее известным в этом полку стал командир эскадрильи капитан М.П. Краснолуцкий. Уже 8 июля восьмерка «бисов», ведомая Краснолуцким разрушила железнодорожный мост, взорвала склад боеприпасов, уничтожила артиллерийскую батарею. 12 августа 1941 г. при проведении штурмовки вражеской пехоты в районе деревни Паннилы семерку «бисов» Краснолуцкого атаковали 6 самолетов Messerschmitt Bf 109. В завязавшемся воздушном бое Краснолуцкий таранил вражеский истребитель нижней плоскостью, после этого смог вернуться на свой аэродром. 16 января 1942 г. майору Краснолуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.
С созданием Карельского фронта 65-й штурмовой авиаполк вошел в состав 103-й авиадивизии. Боевая деятельность полка оценивалась вполне эффективно. Согласно боевых донесений с начала войны и до марта 1942 г. штурмовые «бисы» уничтожили 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до трех полков пехоты противника. За проявленные героизм и отвагу в начале марта полк преобразовали в 17-й гвардейский штурмовой. С этого момента 17-й гвардейский получил штурмовики Ил-2, а оставшиеся И-15бис передал вновь сформированному 828-му штурмовому авиаполку под командованием майора Краснолуцкого.
Информация предоставлена Фондом "Крылатая память Победы"