Найти тему

Палеонтологи на тропе призрачных следов

Оглавление

Наземный проникающий георадар способен обнаружить мир скрытых следов. Иногда палеонтологи обнаруживают призраков.

Нет, здесь совсем не имеются в виду духи Бронтозавра или Тираннозавра Рекса, которых вы, возможно, представляли в мрачных залах музея своего детства, или спектральных Смилодонов, оживающие старые кости Стегозавров. Имеются в виду следы призраков, следы, которые все-таки уже, к сожалению, невозможно обнаружить невооруженным глазом, но все еще можно разглядеть с помощью других техник. И, используя трехмерную радиолокационную визуализацию, Томас Урбан и его коллеги открыли небольшое окно к древнему пересечению путей человека и животного.

Следы окаменелостей, о которых идет речь, были найдены в Национальном памятнике Белые Пески в Нью-Мексико. Наряду с активным ракетным полигоном, этот национальный парк также содержит остатки древней окружающей среды вокруг исчезнувшего озера Отеро, которые сохраняют следы как человека, так и разнообразнейшей мегафауны. Буквально в прошлом году некоторые из тех же авторов исследований описали взаимодействие между людьми плейстоценового периода и гигантскими наземными ленивцами Эремотерихами - очень неожиданный пример реакции млекопитающих ледникового периода и людей друг на друга. Теперь же, оценивая следы призраков в этом национальном парке, они обнаружили ранее невидимые следы окаменелостей.

Национальный парк Белые Пески в Нью-Мексико - это достаточно трудное место для отслеживания вымершей жизни Ледникового периода. Следы здесь могут быть быстро обнажены или покрыты выдувным песком, а обнаженные следы могут быстро размыться. Но с помощью наземного проникающего радара, используя технологию трехмерной радиолокационной визуализации, исследователи смогли обнаружить и создать изображения следов, которые в противном случае были бы скрыты от человечества и затеряны навсегда. В этом случае Томас Урбан и соавторы исследования провели георадарный снимок вдоль трассы, сделанной, по крайней мере, одним человеком, и пересеченной мамонтом, идущим в перпендикулярном направлении.

Находка Томаса Урбана и его коллег

Один набор человеческих следов идет на север. Способ, которым следы мамонта деформировали окружающий осадок по мере того, как зверь шел, указывает на то, что гигант Ледникового периода шел на запад после того, как первобытный человек прошел мимо него по этой же местности. Но есть еще и второй набор человеческих отпечатков, судя по которым можно сделать вывод, что человек шел на юг, один из отпечатков его ступней был вдавлен в мамонтовые следы. Этот человек, причем возможно, даже тот же самый человек, шел по мамонтовой тропе, идя на юг. Невозможно сказать, какой разрыв во времени представляют собой эти пересечения, но ассоциация следов позволяет нам более чётко представить себе несколько моментов времени Ледникового периода.

https://www.pinterest.ru/pin/419679259004346890/
https://www.pinterest.ru/pin/419679259004346890/

Но самый большой и громкий пункт исследований не об этих мимолетных моментах. Речь идет о потенциале наземного проникающего радара для изучения древних следов. Когда палеонтологов спрашивают:

"Вы когда-нибудь использовали наземный проникающий радар, как в парке Юрского периода?",

ответ почти всегда - "Нет". Эта техника не очень хорошо отличает ископаемые кости от камней. Но данная технология гораздо лучше улавливает заполнение некоторых треков, которое отличается от окружающих отложений, и сжатие слоев под подножиями более тяжелых животных, таких как, например, мамонты.

В результате использования этой технологии (трехмерная радиолокационная визуализация и наземный проникающий георадар) исследователи могут вернуться к классическим следам и обнаружить еще больше следов, чем когда-либо, используя современные проникающие георадары для поиска сигнальных следов. Более того, методы моделирования, используемые при анализе, могут предложить новую информацию, относящуюся к скорости и массе вымерших животных, считывая непосредственно с отпечатков, которые они сделали.

"В таких уникальных и интереснейших, богатых данными местах, как национальный парк Белые Пески,

- пишут исследователи,

- должен быть открыт новый архив данных в виде редкой и уникальной монологической записи".

Затерянные миры все еще ждут открытия.

Наука
7 млн интересуются