Китайский и японский фарфор высоко ценились в Европе XVII века, и хотя в течение столетия они импортировались в все больших количествах, европейцы не знали ингредиентов, необходимых для производства настоящего фарфора, широко известного как твердый фарфор. Однако в 1709 году алхимик по имени Иоганн Фридрих Бёттгер открыл материалы, необходимые для производства белого, полупрозрачного, обжигаемого фарфора, и это открытие должно было иметь глубокие последствия для всей европейской керамической промышленности.
Эксперименты Бётгера с формулой для фарфора включали в себя разработку красного керамогранита высокого обжига, что привело к нескольким технологическим достижениям, которые в конечном итоге привели к созданию фарфора. Этот так называемый керамогранит Бёттгера использовался как для изделий, так и для фигурок, в том числе с изображением саксонского курфюрста Августа Сильного (1982.60.318). Август дал толчок экспериментам Бёттгера и, основываясь на успехе последнего, в 1710 г. основал фабрику в Мейсене, недалеко от Дрездена. Вскоре на заводе начали выпускать кремово-белый фарфор, теперь известный как "Бёттгерский фарфор" (42.205.26), и он стал первой европейской мануфактурой по производству твёрдого фарфора. В 1720-х гг. на мейсенской фабрике была разработана новая обширная гамма цветов эмали, и живописцы фабрики преуспели в сценах чинуазри. Причудливые изображения жизни на воображаемом и экзотическом Дальнем Востоке, шинуазри были самым популярным видом декора в течение этого десятилетия (1974.356.488). Одним из больших достижений Мейсенской фабрики стало изготовление крупногабаритных ваз, которые трудно было успешно обжечь из-за их размеров. Многие из этих ваз были украшены шлифованными красками в подражание китайскому фарфору, а сюжеты шинуазри продолжали оставаться в моде вплоть до 1730-х годов (1974.356.363). Часто эти вазы помечены на нижней стороне инициалами AR для Августа Рекса, и вполне вероятно, что эти предметы предназначались для использования Августом или для подарков королевской крови.
Самым амбициозным из всех проектов, предпринятых в Мейсене для Августа Сильного, было производство крупномасштабных животных для Японского дворца, в здании которого предполагалось разместить все его коллекции фарфора. Размеры этих животных создавали огромные технические трудности, и хотя на фабрике для животных использовался более прочный корпус из твёрдого фарфора, на многих из них были видны огненные трещины и другие свидетельства проблем, возникающих при обжиге. Тем не менее, они представляют собой замечательное достижение и остаются одними из самых значительных среди всех фарфоровых скульптур (1988.294.1).
Второй завод в Европе по производству твёрдого фарфора был основан в Вене Клавдиусом дю Паукьером (умер в 1751 г.). Дю Пакье помогал бывший печной мастер из Мейсена, а новое предприятие смогло изготовить твердую пасту примерно к 1719 году. Ф Фарфоровый корпус Du Paquier был очень похож на тот, что производился в Мейсене, но формы и стили декора, применяемые на венском заводе, были полностью оригинальны. Декор на цветочной вазе "Дю Пакье", похоже, изображает самого директора, сидящего рядом с группой фарфоровых изделий, а расписанная надпись обращает внимание на достижения Вены в производстве фарфора (54.147.94). Концепция обеденного сервиза с соответствующими компонентами еще в 1730-е годы была новаторской, и первый обеденный сервиз, изготовленный из фарфора, был заказан в конце 1731 года в Мейсене. Еще в середине 1720-х годов дю Паукье изготовил частичный обеденный сервиз, возможно, состоящий исключительно из супниц, а в 1736-40 годах изготовил еще один сервиз, состоящий в основном из супниц и охладителей для вина, которые император Карл VI подарил российской императрице Анне Ивановне (1982.60.330).
Успех фирм Meissen и Du Paquier привел к основанию в 1740-х и 1750-х годах других фарфоровых мануфактур в Германии, и часто именно рабочие из Мейсена или Вены предоставляли необходимые технические знания новым предприятиям. Завод, основанный в Хёхсте в середине 1740-х годов, начал производство в жизнеспособных масштабах только после прихода Я. Я. Ринглера с завода "Du Paquier". На заводе в Хёхсте работало несколько высококвалифицированных моделеров, и завод преуспел в изготовлении фигур. Одним из самых амбициозных из них является Аудитория китайского императора (50.211.217), которую с 1767 года моделировал Иоганн Петер Мельхиор, директор скульптурной мастерской. Вероятно, эта группа украшала стол во время десертного курса, сопровождаемого дополнительными одиночными фигурами также в стиле шинуазри
Пожалуй, наиболее популярными темами для фигур и групп были персонажи итальянской комедии дель арте. Фарфоровые фигуры с изображением Арлекина, Коломбины, Меццетина, Изабеллы и многих других были бы мгновенно узнаваемы благодаря их костюмам, так как путешествующие труппы итальянских игроков комедии сделали этих персонажей очень знакомыми для зрителей восемнадцатого века. Одним из величайших модельеров этих фигур был Франц Антон Бустелли, работавший на нимфенбургской фабрике с 1754 по 1763 год. Его фигуры (1974.356.525) всегда отличались ярко выраженной элегантностью и легким преувеличением позы, что одновременно отражало некий существенный аспект личности персонажа.