Королева Елизавета была большой модницей. Она обожала красивую и дорогую одежду и заметно повлияла на женскую моду своего времени.
Платье было не просто покровом для тела, но и средством выражения, средством подчеркнуть свой статус и способом «разговора» с подданными и правителями других государств.
Когда Елизавета была ребёнком, ей пришлось пережить нелегкие времена. После казни Анны Болейн отец предпочёл на время забыть о дочери. Содержания на бывшую принцессу не выделяли и слуги перешивали платьица из которых маленькая девочка давно выросла. Экономке приходилось писать Кромвелю и королю, просить прислать ей новую одежду или денег.
В юности тоже было не до нарядов, зато став королевой, Елизавета смогла полностью восполнить свою страсть к красивой одежде. При этом она не тратила на гардероб так много, как ее отец Генрих VIII.
Венецианский посол докладывал своему правителю, что у королевы Англии более 6000 платьев, а на самом деле она просто умело использовала то, что имела. Весьма практичная Елизавета приказывала переделывать и перешивать свои наряды, даже пуговицы использовались повторно.
Особенно она любила получать одежду в подарок. Большую радость доставил ей дар царя Ивана IV из далекой Московии – он прислал Елизавете четыре связки шкурок соболя, рыси и горностая.
Бесс Хардвик прислала своей королеве в подарок мантию и вышитую юбку. Юбка так понравилась Елизавете, что она даже позировала в ней для портрета.
Елизавета значительно повлияла на женскую моду за годы своего царствования.
Изменился модный силуэт: рукава стали более пышными, талию затягивали, а форма юбки изменилась и стала похожей на плоский блинчик.
Стала очень популярна вышивка. Если раньше вышивкой украшали в основном нижнее белье, выглядывающее из под платья или рукавов, и это обычно была тонкая однотонная вшивка красными или черными нитками, то теперь вышивали рукава полностью, юбки, мантии.
В моду вошли пышные воротники рафы. Их шили из тонкого льна и сильно крахмалили.
Некоторые элементы мужского костюма перекочевали в женский, например, фетровые шляпы. Так же женщины стали носить яркие цвета, которые раньше были более распространены в мужском гардеробе.
На одежду нашивали очень много украшений, это особенно наглядно видно на портретах королевы. Ни одна женщина не могла соперничать с ней в роскоши одеяний.
Драгоценности, кружева и даже вышивки нашивали и спарывали, воротники и рукава использовали для разных одежд. Все это создавало иллюзию большого гардероба. На самом деле Елизавета всегда очень разумно и практично распоряжалась деньгами, ничто не пропадало.
Одежду, которую королева не могла больше носить могли получить в подарок те, кого она хотела вознаградить. Часть королевских облачений жертвовали церкви или перешивали и использовали повторно. Из юбки могли сшить скатерть или чехол для подушки.
Лично мне подход Елизаветы кажется очень правильным. Некоторым правителям следовало бы поучиться у нее разумной экономии, может быть это уберегло бы их от больших неприятностей.