Найти тему
Bellalavanda

Как королева-девственница изменила женскую моду

Королева Елизавета была большой модницей. Она обожала красивую и дорогую одежду и заметно повлияла на женскую моду своего времени.

Платье было не просто покровом для тела, но и средством выражения, средством подчеркнуть свой статус и способом «разговора» с подданными и правителями других государств.

Портрет королевы Елизаветы в парламентском одеянии
Портрет королевы Елизаветы в парламентском одеянии

Когда Елизавета была ребёнком, ей пришлось пережить нелегкие времена. После казни Анны Болейн отец предпочёл на время забыть о дочери. Содержания на бывшую принцессу не выделяли и слуги перешивали платьица из которых маленькая девочка давно выросла. Экономке приходилось писать Кромвелю и королю, просить прислать ей новую одежду или денег.

В юности тоже было не до нарядов, зато став королевой, Елизавета смогла полностью восполнить свою страсть к красивой одежде. При этом она не тратила на гардероб так много, как ее отец Генрих VIII.

Хэмпдонский портрет Елизаветы Тюдор, Стивен ван дер Мьюлен
Хэмпдонский портрет Елизаветы Тюдор, Стивен ван дер Мьюлен

Венецианский посол докладывал своему правителю, что у королевы Англии более 6000 платьев, а на самом деле она просто умело использовала то, что имела. Весьма практичная Елизавета приказывала переделывать и перешивать свои наряды, даже пуговицы использовались повторно.

Особенно она любила получать одежду в подарок. Большую радость доставил ей дар царя Ивана IV из далекой Московии – он прислал Елизавете четыре связки шкурок соболя, рыси и горностая.

Бесс Хардвик прислала своей королеве в подарок мантию и вышитую юбку. Юбка так понравилась Елизавете, что она даже позировала в ней для портрета.

-3

Елизавета значительно повлияла на женскую моду за годы своего царствования.

Изменился модный силуэт: рукава стали более пышными, талию затягивали, а форма юбки изменилась и стала похожей на плоский блинчик.

Портрет королевы Елизаветы I (Портрет из Дичли), худ. Маркус Герартс Младший, 1592
Портрет королевы Елизаветы I (Портрет из Дичли), худ. Маркус Герартс Младший, 1592

Стала очень популярна вышивка. Если раньше вышивкой украшали в основном нижнее белье, выглядывающее из под платья или рукавов, и это обычно была тонкая однотонная вшивка красными или черными нитками, то теперь вышивали рукава полностью, юбки, мантии.

"The Phoenix Portrait", c. 1575. Attr. to Nicholas Hilliard
"The Phoenix Portrait", c. 1575. Attr. to Nicholas Hilliard

В моду вошли пышные воротники рафы. Их шили из тонкого льна и сильно крахмалили.

Некоторые элементы мужского костюма перекочевали в женский, например, фетровые шляпы. Так же женщины стали носить яркие цвета, которые раньше были более распространены в мужском гардеробе.

На одежду нашивали очень много украшений, это особенно наглядно видно на портретах королевы. Ни одна женщина не могла соперничать с ней в роскоши одеяний.

-6

Драгоценности, кружева и даже вышивки нашивали и спарывали, воротники и рукава использовали для разных одежд. Все это создавало иллюзию большого гардероба. На самом деле Елизавета всегда очень разумно и практично распоряжалась деньгами, ничто не пропадало.

Одежду, которую королева не могла больше носить могли получить в подарок те, кого она хотела вознаградить. Часть королевских облачений жертвовали церкви или перешивали и использовали повторно. Из юбки могли сшить скатерть или чехол для подушки.

Лично мне подход Елизаветы кажется очень правильным. Некоторым правителям следовало бы поучиться у нее разумной экономии, может быть это уберегло бы их от больших неприятностей.