Найти в Дзене
Porcelaine

Итальянский фарфор в XVIII веке

https://www.pinterest.ru/pin/395683517237222358
https://www.pinterest.ru/pin/395683517237222358

В то время как во Флоренции в мастерских Медичи в третьей четверти шестнадцатого века (17.190.2045) был изготовлен тип мягкого фарфора, только в 1720 году в Италии снова был произведен фарфор в значительных масштабах. В том же году Франческо Вецци основал фарфоровую мануфактуру в Венеции. В прошлом году Вецци посетил Вену, и вполне вероятно, что он знал о существовании там предприятия Клавдия Дю Пакье. Один из ассистентов Du Paquier, Кристоф Конрад Голодер, покинул Вену после визита Вецци и переехал в Венецию, где, предположительно, обеспечил техническую экспертизу предприятия Вецци. Фабрика Вецци, производившая твердый фарфор, просуществовала всего семь лет; многие из сохранившихся с завода изделий - это чайники, которые часто украшаются в стиле шинуазри (06.362аб).

https://www.pinterest.ru/pin/483292603749281114/
https://www.pinterest.ru/pin/483292603749281114/

Следующая фабрика была основана в Доччиа, недалеко от Флоренции, где в 1737 году Маркезе Карло Джинори начал эксперименты по производству твердого фарфора. Как и Вецци, Джинори помогали работники фабрики Du Paquier, и кажется, что успешное производство началось примерно в 1740 году. В следующем году Джинори была предоставлена эксклюзивная привилегия на производство фарфора в Тоскане. На деталях, произведенных в 1740-х годах, часто изображается слегка серый и грубый фарфор, а расписной декор иногда отражает влияние фарфора Du Paquier (06.372a). В 1760-х гг. Докия начала использовать оловянную глазурь, которая создала непрозрачную молочно-белую поверхность, маскирующую серый тон фарфора. В те же годы расписанный декор часто представлял собой стилизованный цветочный узор, известный на фабрике как (1985.384.1). Фабрика в Доччиа преуспела в производстве фарфоровой скульптуры. Модельеры мануфактуры под руководством талантливого Гасперо Бруски создали не только оригинальные модели, но и воспроизвели в фарфоре - с большим искусством - флорентийскую бронзу конца XVII - начала XVIII веков (1997.377).

https://www.pinterest.ru/pin/300404237641609860/
https://www.pinterest.ru/pin/300404237641609860/

Вскоре после того, как Докчия начала производство фарфора, Карл VII, король Двух Сицилий, спровоцировал эксперименты с производством фарфора на территории королевского дворца Каподимонте за пределами Неаполя. С помощью двух арканистов Ливио и Гаэтано Шепперов на заводе была разработана формула для отличительной мягкой пасты фарфора, которая характеризуется ярко выраженным кремовым цветом и необычайно глянцевой прозрачной глазурью. Благодаря этим качествам мягкая паста Capodimonte стала особенно удачным материалом для недекорированной фарфоровой скульптуры, о чем свидетельствуют фигуры Скорбящей Богородицы и Святого Иоанна (1971.92.1; 1971.92.2). Директор скульптурной мастерской Каподимонте Джузеппе Гриччи был одним из величайших модельеров фарфора XVIII века, а его фигуры уличных торговцев - одними из лучших среди всей европейской фарфоровой скульптуры. Для фигуры продавца горшка (1982.450.4), Гриччи перевел гравюру итальянского художника Аннибала Карраччи в три измерения, оставаясь верным оригиналу гравюры, добавляя при этом ощущение динамизма и специфической личности. В отличие от фигур Скорбящей Богородицы и Святого Иоанна, большая часть фигурной продукции Каподимонте была украшена росписью по эмали, но это украшение имеет тенденцию к щадящему применению, что приводит к эффективному балансу между окрашенными деталями и неокрашенным, светящимся фарфоровым телом.

https://www.pinterest.ru/pin/409405422351781335/
https://www.pinterest.ru/pin/409405422351781335/

Уличный театр commedia dell'arte - тип импровизационного уличного театра - представлял собой, казалось бы, безграничный источник сюжетов, как для модельеров, так и для художников по фарфору в XVIII веке. Один из его главных персонажей, Пульсинелла, сразу же узнается по его типичному костюму, состоящему из свободной туники, высокой конической шляпы и черной маски с выдающимся крючковатым носом. Три Пульчинеллы, путешествующие по пустынному пейзажу, украшают банку Каподимонте около 1750 г. (50.211.266), а характерное обжорство Пульчинеллы отражено в фигуре около 1755-65 г., на которой изображены поедающие спагетти, с куском сыра Пармезан, теркой и графином вина у его ног (50.211.264). Неясно, была ли эта фигурка произведена на Каподимонте или на фабрике-продолжателе Буэн Ретиро. Когда Карл VII вступил на испанский престол в 1759 году, он перенес свой фарфоровый завод, включая рабочих и сырье, в испанский дворец Буэн Ретиро в окрестностях Мадрида, закрыв тем самым фабрику Каподимонте после короткой, но выдающейся шестнадцатилетней истории.

https://www.pinterest.ru/pin/467881848763334204/
https://www.pinterest.ru/pin/467881848763334204/