12 мая 1933 года родился один из самых известных поэтов-шестидесятников Андрей Вознесенский.
Дружба с Пастернаком
Четырнадцатилетний подросток Андрей Вознесенский прислал любимому поэту Борису Пастернаку тетрадь со своими первыми стихами. Пастернак пригласил юное дарование в гости. Всю жизнь Вознесенский считал Пастернака учителем (сам Пастернак признавал его как единственного ученика, так как учительство в творчестве считал делом, отнимающим слишком много времени и сил) и очень его уважал. Теплая дружба продлилась до последних дней Пастернака.
Пастернак хранил в рабочем столе тетрадь, подписанную "Андрюшины стихи", кое-где стояли пометки, сделанные простым карандашом. Вознесенский умер через 50 лет и один день после своего учителя.
Опальный поэт
Он собирал стадионы, гастролировал по миру, был обожаем публикой, а вот отношения с властями у поэта были напряженными. Весной 1963 года на встрече Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенского обвинили в "антисоветчине". Поэт с трибуны произнес: "Как и мой учитель Владимир Маяковский, я — не член коммунистической партии". Хрущев резко его оборвал и настаивал, чтобы он уехал из страны: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!"
Мэрилин Монро и Кеннеди
Вознесенского тепло принимали с гастролями во Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Бывал поэт и в США, где встретился с семьей президента Кеннеди (брат президента ценил творчество поэта и даже переводил стихи Вознесенского на английский) и познакомился с актрисой Мэрилин Монро. В память о встрече он написал известное стихотворение "Монолог Мэрилин Монро". Вознесенский приятельствовал с поэтом-битником Алленом Гинзбергом и Артуром Миллером.
Вражда с Евтушенко
Юный Вознесенский иронизировал: "Знаете, чего больше всего на свете хотел бы Евтушенко? Чтобы Вознесенский стал архитектором". По образованию он действительно им был, но отдал всего себя творчеству. Однако он оставил свой след и в архитектуре. В Москве, на Тушинской площади, стоит монумент "Дружба навеки", архитектурные расчеты для которого выполнял Андрей Вознесенский.
Что касается отношений с Евгением Евтушенко, то они были крайне напряженными. Поэты не подавали друг другу руки, не посещали одни и те же мероприятия и нелестно отзывались друг о друге. Конкуренция конкуренцией, но это была самая настоящая ненависть! С чего она началась, не знает никто, а вот закончилась она незадолго до смерти Вознесенского. В компании общих знакомых поэты пожали друг другу руки, и позже, на похоронах Вознесенского, Евтушенко выступил со словами: "Не стало поэта. И сразу не стало так многого".
"Юнона и авось" и хиты
Перу Вознесенского принадлежат хиты "Миллион алых роз" в исполнении Аллы Пугачевой, "Не исчезай" в исполнении дуэта Сергея Тараненко и Галины Бесединой на музыку Микаэла Таривердиева, "Барабан" в исполнении Николая Гнатюка. София Ротару спела "Верни мне музыку", "Особый друг", "Начни сначала", Владимир Высоцкий — "Оду сплетникам", Валерий Леонтьев — "Затмение сердца", а Евгений Осин "Плачет девочка в автомате".
В 1981-м году на сцене театра Ленком Марк Захаров поставил рок-оперу "Юнона и Авось" по мотивам поэмы Андрея Вознесенского "Авось" на музыку Алексея Рыбникова. Уже 39 лет спектакль собирает аншлаги, билеты раскупают за несколько месяцев.
Фигурный стих
Поэт брал уроки, как сейчас бы сказали, ораторского мастерства и публичных выступлений. Вознесенский считал, что поэт должен не просто читать стихи, но и формировать свой образ, бренд, быть запоминающимся, уверенно держаться на сцене, читать выразительно, в общем, дружить с актерским мастерством.
Андрей Вознесенский экспериментировал с формой стихотворения. Он обращался в своем творчестве к видиомам — жанру поэзии, где отсутствуют строфы, слова выстраиваются в фигуры, а некоторые слоги заменяют предметы. Таким образом, он оставил позади и классическую строфу, и лесенку. Однако в погоне за формой поэт не терял содержание. Выставки его творений проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.
Поэт появляется в фильме "Москва слезам не верит". Там он играет самого себя: у памятника Маяковскому читает стихотворение "Параболическая баллада". Правда стихотворение написано в 1959 году, а эпизод в кадре происходит в 1958.
Вывел "Аквариум" в свет
Как когда-то молодой Вознесенский приехал на дачу к Пастернаку, уже признанный поэт пригласил к себе на дачу юного Бориса Гребенщикова. Тогда "Аквариум" был почти подпольной группой для узкого, или избранного, круга слушателей. У широкой публики были другие кумиры, которые не сходили со страниц официальной печати и давали большие концерты. Группа "Аквариум" в 1986 году фигурировала в самиздатовской прессе.
Но Вознесенский увидел (и услышал) в БГ поэта. Гребенщиков приехал в Переделкино с гитарой, и двум поэтам явно было о чем поговорить. Осенью того же года "Аквариум" показали в эфире ленинградского телевидения, а в журнале "Огонек" вышло эссе Андрея Вознесенского "Белые ночи Бориса Гребенщикова", до первой официальной пластинки, выпущенной "Мелодией", оставалось меньше года. На обратной стороне пластинки была напечатано то самое эссе Вознесенского из "Огонька".