Здравствуйте уважаемые читатели моей текстовой версии бортового журнала!
Мне хотелось бы продолжить тему моторных масел и сегодня на примере двигателя 1.6 MPI CWVA EA211, которым оснащен мой Volkswagen Polo Sedan и моторного масла Special Plus 5W40 (сейчас оно называется Special G) рассказать о капельном тесте моторного масла, который я провел весной 2018 года.
Капельная проба моторного масла - это экспресс-оценка состояния моторного масла (степени потери моющих свойств масла и т.п.) с помощью визуального и математического анализа пятна некоторого количества высохшего на бумаге моторного масла.
До проведения капельного теста
Перед проведением капельного теста запишите следующую информацию:
- Общий пробег автомобиля
- Марка используемого моторного масла
- Пробег автомобиля с момента замены масла
- Количество отработанных моточасов с момента замены масла
В моём случае были следующие характеристики:
- Моторное масло Special Plus 5W40
- Общий пробег автомобиля 5452 км
- Пробег с момента последней замены масла 1268 км
- За это время двигатель наработал 127,5 моточасов
Перед проведением капельной пробы масла необходимо осуществить следующие манипуляции с автомобилем:
- Прогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры (90 гр.)
- Подготовить лист бумаги формата А4 (или промокашку)
- Заглушить двигатель и выждать 3-5 минут
- Капнуть с щупа ПЕРВУЮ каплю моторного масла на лист бумаги
У меня получилось так:
Теоретический базис
Для того, чтобы понимать некоторые математические манипуляции, обратимся к теоретическим материалам:
- А.С.201768 СССР, МПК 7 G01N 31/05. Оценки и выбраковки моторного масла по капельной пробе / Пасечников Н.С., Хмелева Н.М.
- Способ экспресс-оценки рабочих свойств работающих моторных масел в полевых условиях методом "масляного пятна" // Патент России № RU2563206C1. 20.09.2015. / Дунаев А.В., Соловьев С.А.
- Кельдышев В.А. Топливо и смазочные материалы: учебное пособие / В. А. Кельдышев. –. Челябинск: ЧГАУ, 2007. – 125 с.
После того, как ознакомились с теоретическим материалом, нам потребуется, чтобы масляное пятно высохло. Кто-то сушит его в духовке, я же просто положил в гараже на 2 дня в сухое проветриваемое место.
Далее нам потребуется бумага, ручка и линейка, а также калькулятор, чтобы высчитать характеристики пятна:
Капельный тест масла состоит из численной диагностики пробы путем расчета специальных характеристик и визуальной диагностики на свет состояния пробы.
Начнем с численной диагностики состояния моторного масла. Она базируется на расчёте коэффициента моюще-диспергирующих свойств моторного масла и коэффициента механических примесей в моторном масле:
в приведенных выше формулах введены следующие обозначения
d - Диаметр окружности кольца, мм
d1 - Диаметр окружности центра капли, мм
D - Диаметр окружности зоны диффузии, мм
Для начала давайте зафиксируем характеристики, которые понадобятся для использования в расчетных формулах.
Капельная проба состоит, в общем случае, из четырех характерных зон.
Первая зона – центр капли. Соответствует изначальному контуру капли до её дальнейшего растекания по листу бумаги. В этой зоне оседают тяжелые нерастворимые механические примеси в масле. Через d1 обозначим диаметр края окружности центра капли.
Вторая зона – кольцо темноватого цвета (оттенок зависит от количества моточасов, которое наработало масло), которое окаймляет центр капли. В этой зоне располагаются малорастворимые в масле органические примеси. Через d обозначим диаметр края окружности кольца.
Третья зона – обширная зона за второй зоной, обычно в диапазоне оттенков от желтого до сероватого цвета. Это зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворёнными органическими примесями. Через D обозначим диаметр края окружности зоны диффузии.
И, наконец, четвертая зона - самое внешнее кольцо светлого тона. Это зона чистого масла. Присутствует не всегда в капельной пробе и в расчетах не участвует. В моём случае она не фиксируется.
После чистой зоны масла, в относительно редких случаях, может находится еще одно кольцо – это бензин, присутствующий в масле. Это зона также не учитывается в расчетах.
В расчетах будем использовать усредненные параметры зон.
1. Коэффициент моюще-диспергирующих свойств моторного масла
Вычисляется по двум методикам.
Обозначается ДС и является численной характеристикой диспергирующей способности масла, выражается в условных единицах. Нормальным диапазоном считается отрезок от 0,5 до 1. 1 – это идеальное состояние, 0,5 – это нижняя граница нормы. В случае, если этот показатель снизился до 0,6, необходимо участить проведение капельных проб, т.к. моторное масло находится на пределе рабочего состояния. Если этот показатель составляет величину меньше либо равную 0,3, моторное масло находится в аварийном состоянии.
Обозначается Кмд, получается по методике Хмелевой. Граничным считается значение 1,65. Если расчетное значение получилось ниже этой границы, то вероятно образование в двигателе лаковых отложений.
2. Коэффициент механических примесей в масле
Обозначается Кмпр, получается по методике Хмелевой. Граничным считается значение 0,44. Если расчетное значение получилось ниже этой границы, то вероятно образование задиров на стенках цилиндров.
Интерпретация результатов
Калькуляция коэффициента моюще-диспергирующих свойств моторного масла и коэффициента механических примесей в моторном масле Speical Plus 5W40
Зона 1 (Центр капли)
Замеры начинаем осуществлять с измерения зоны 1 – центра капли. Измеряем минимальный диаметр центра капли и максимальный диаметр центра капли и в качестве результирующего значения принимаем среднеарифметическое между минимумом и максимумом. В моем случае минимальный диаметр центра капли составляет 8 мм, а максимальный – 9 мм. В качестве итогового значения параметра d1 принимаем 8,5 мм.
Зона 2 (кольцо, окаймляющее центр капли)
Аналогичным образом осуществляем замеры зоны 2 – диаметра кольца. Измеряем минимальный и максимальный диаметры и вычисляем среднее арифметическое. В моем случае минимальный диаметр кольца составляет 11 мм, а максимальный – 12 мм. В качестве итогового значения параметра d принимаем 11,5 мм.
И, наконец, аналогичным образом замеряем зону 3 – зону диффузии. В моем случае минимальный диаметр зоны диффузии составляет 34 мм, а максимальный – 36 мм. В качестве итогового значения параметра D принимаем 33 мм.
Далее вычисленные величины d, d1 и D были подставлены в формулы нахождения коэффициентов, результаты свёл в итоговую таблицу:
Обсудим полученные результаты. Значение коэффициента моюще-диспергирующих свойств моторного масла для первого варианта расчета составило 0,89. Это значительно больше порогового значения 0,5, поэтому делаем вывод о том, что моторное масло находится в нормальном функциональном состоянии. Для второго варианта расчета (по методике Хмелевой Н.М.) значение коэффициента составило 3,04, что больше порогового значения 1,65, поэтому также делаем вывод о том, что моторное масло находится в нормальном функциональном состоянии.
Значение коэффициента механических примесей в моторном масле составило величину 0,74, что больше порогового значения 0,44. Это говорит о том, что моторное масло находится в нормальном функциональном состоянии и вероятность задиров на стенках цилиндров минимальна.
Таким образом, на этапе численной диагностики отклонений от нормы не выявлено. Если хотя бы по одному из параметров у вас получилось отклонение от нормы, моторное масло лучше оперативно заменить.
Визуальная диагностика состояния пробы
Экспресс-оценка должна заключаться в ответе на два вопроса: Первый – четко ли визуализируются зона 1 (центр капли), зона 2 (кольцо) и зона 3 (зона диффузии). Второй – ровный ли контур зоны диффузии. Если ответ на первый вопрос отрицательный, то это означает, что масло находится в предаварийном или аварийном состоянии и необходимо срочно заменить моторное масло. Если на второй вопрос ответ отрицательный, т.е. зона диффузии имеет рваные края, то это говорит о том, что в моторном масле присутствует вода. Таким образом, если на этапе экспресс-оценки мы не ответили утвердительно хотя бы на один из двух вопросов, дальнейший анализ не продолжаем и срочно обращаемся в сервис на осмотр и диагностику двигателя.
Если экспресс-оценка прошла удачно, переходим к более детальному визуальному анализу со шкалированием результатов.
Начинаем с оценки цвета зоны 1 (центр капли). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что сажа, частицы металла, пыль и грязь не содержатся или содержатся в достаточно малом количестве в пробе моторного масла. В этом случае замена моторного масла не требуется. Если получился диапазон значений от 4 до 6, то в пробе масла обнаружено повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить. И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокое содержание тяжелых нерастворимых механических примесей. Моторное масло нуждается в срочной замене. Для моего случая я выставил 3.
Аналогичным образом исследуем зону 2 (кольцо). Оцениваем по прилагаемой шкале от 1 до 9. 1 соответствует бело-желтому цвету, 9 – черному цвету. Если у вас получился диапазон значений от 1 до 3, то это означает, что степень старения и окисления масла невелика. В этом случае замена моторного масла не требуется. Если получился диапазон значений от 4 до 6, то выявлены первые признаки старения масла. Если это происходит на небольшой величине моточасов (порядка 80-100), то наиболее вероятная причина – использование некачественного бензина. Это масло допустимо эксплуатировать, однако лучше заменить и желательно сменить заправку. И, наконец, если диапазон значений от 7 до 9, то это означает высокую степень старения и окисления масла. Моторное масло нуждается в срочной замене, т.к. вероятен риск повышенного износа поршневой группы. Для моего случая я выставил 5.
Т.к. этот параметр находится на грани браковочного значения (от 7 и выше), то следует чаще производить визуальную диагностику состояния масла (каждые 500 км).
Далее исследуем контур между зоной 2 и 3. Если отсутствует четко очерченный контур, то это означает, что следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено. Если четко очерченный контур присутствует, то в масле имеется немного воды. Это может быть связано, например, если зимой машина эксплуатируется в режиме коротких пробегов. Моторное масло можно продолжать эксплуатировать, однако стоит задуматься об изменении стиля эксплуатации автомобиля. И, наконец, если присутствует не только чётко очерченный контур, но и вокруг него ореол желтого цвета, то значит присутствует в моторном масле не только вода, но и антифриз. Следует записаться на диагностику состояния двигателя автомобиля. В моем случае четко очерченный контур отсутствует.
И, наконец, исследуем границу области зоны 3. Если полупрозрачное кольцо отсутствует, то топливо в масле либо отсутствует, либо содержится в малых количествах. Если полупрозрачное кольцо присутствует, то это означает, что имеет место неполное сгорание топлива. Масло можно не менять, однако смазочные свойства масла ухудшаются. И если имеется широкое полупрозрачное кольцо вокруг зоны 3 – это говорит о высоком содержании топлива. Причин этому может быть масса – начиная от изношенных поршневых колец и заканчивая неправильной установкой зажигания. Нужна диагностика двигателя, а также недопустимость эксплуатации такого масла. В моем случае полупрозрачное кольцо вокруг зоны диффузии отсутствует, поэтому признаков бензина в масле нет.
В итоге составил вот такую диагностическую таблицу
Резюмируя по визуальной диагностике, хотелось бы отметить, что лишь по одному из четырех параметров значения находятся вне пределов допуска. Поэтому капельная проба должна проводиться чуть чаще.
Другие мои статьи
Как часто нужно менять моторное масло в двигателе 1,6 MPI CWVA EA211
Учёт моточасов для Volkswagen Polo Sedan
С уважением, Юрий (kua1102)