Всем привет!
Поскольку живу я в Томске, то погода позволила провести эксперимент, который я давно уже вынашивал в голове, но всё никак не доходили руки - посмотреть на вязкость масла при температуре ниже -30 градусов. Хочу поделиться результатами наблюдений
Итак, в качестве "подопытного" выступало моторное масло Special G SAE 5W-40 (допуск 502 00 / 505 00), которое используется в автомобилях VAG-группы: Volkswagen Polo, Škoda Rapid и др. Само моторное масло было приобретено в в 2019 году, остатки из литровой баночки-доливки:
Рабочий режим температур для масла SAE 5W-40
Рабочий диапазон уличных температур для масла SAE 5W-40 от -35 до +40. Т.е. при температуре ниже -35 градусов моторное масло перестанет прокачиваться по технологическим каналам двигателя, а при температуре ниже -30 запускать двигатель небезопасно. Собственно, благодаря тому, что ночные температуры опускались ниже -40 (можете посмотреть температуры в конце декабря 2020 года в Томске), я залил в ёмкость немного моторного масла и выставил на балкон. Понятное дело, что на балконе температура была несколько выше, чем на улице, однако эксперимент, считаю, удался.
Внешний вид масла при температуре +20 гр. Цельсия
Для начала давайте рассмотрим как выглядит моторное масло при комнатной температуре (20,1 гр. Цельсия):
При комнатной температуре моторное масло Special G имеет ярко выраженный янтарный цвет. Текучесть в норме. В идеале, конечно же, нужно было взять лабораторную пробирку и опустить в него металлический шарик, но таковой в наличии у меня не было, поэтому в ход пошла банка кофе...
Внешний вид масла при температуре -11 гр. Цельсия
Следующую температурную отсечку, которую посмотрим, это температура -11 гр. Цельсия:
Как можно увидеть, цветовой оттенок почти не изменился, как и текучесть моторного масла. Знаю, что некоторые автолюбители советуют ставить автозапуск на температуру двигателя -15 градусов. На мой взгляд, это достаточно неоправданный шаг. По двум причинам. Первый - экономический. Если мы говорим о сибирском регионе, где устойчивые отрицательные температуры с ноября по март, то экономически нерентабельно устанавливать такой порог срабатывания автозапуска (я даже для нашего региона подсчитывал, насколько можно сэкономить, если установить автономный подогреватель, а не использовать автозапуск). Второй - практический. При температуре -15 градусов Цельсия масло абсолютно не потеряло в текучести, поэтому можно смело заводить двигатель.
Внешний вид масла при температуре -32 гр. Цельсия
А вот при температуре -32 градуса Цельсия ситуация кардинальным образом поменялась. Вот, только-только достал с балкона "подопытный образец":
Если раньше, при комнатной температуре, при повороте банки на примерно 45 градусов моторное масло занимало уровень примерно за долю секунды, то при температуре -32 градуса Цельсия уровень секунды достигался примерно за 2 секунды. Моторное масло ожидаемо загустело и потеряло прозрачность, вот как оно выглядит на просвет:
И вот тут я уже однозначно уверен - если на автомобиле не установлен автономный подогреватель или не используется автозапуск, то "в холодную" запускать двигатель, в которое залито моторное масло Special G 5W-40 я бы не стал при температуре ниже -30 градусов. И это нужно учитывать тот факт, что отработка этого масла равно нулю. А теперь, представьте, что масло уже побывало в отработке порядка 150-200 моточасов...
Поэтому для регионов с температурами ниже -30 градусов лучше на зиму заливать моторное масло с индексом SAE 0W40.
Другие мои статьи
Как часто нужно менять моторное масло в двигателе 1,6 MPI CWVA EA211
Скорость остывания двигателя 1.6 MPI CWVA EA211 в диапазоне температур воздуха от -10 до -28
Нужно ли устанавливать автономный подогреватель на автомобиль с бензиновым ДВС? Преимущества и риски
С уважением, Юрий (kua1102)