«Испанка»: как вы уже догадались, речь пойдёт вовсе не о женщине из Испании, а о страшном вирусе, который в начале прошлого столетия привёл к пандемии.
Сезон зимы ассоциируется у многих с гриппом.
Однако 100 лет назад, в 1918 году, сезон гриппа стал одной из самых смертельных эпидемий человечества. Это было глобальное заболевание, которое унесло жизни 50 – 100 млн. людей. Сегодня его называют «матерью всех пандемий».
Утром 11 марта 1918 года в одном из штатов США (Канзас) на военной базе в Форт Райли в совершенно пустой военный госпиталь обратился солдат. В том, что он серьёзно болен у врачей сразу не было никаких сомнений: синий цвет лица, непрекращающийся кашель, кровь на платке. Уже к обеду в его палате были десятки солдат, а к вечеру число больных перевалило за сотню. Симптомы заболевания у всех были одинаковые. Так началась одна из страшнейших эпидемий на планете. Всего за неделю вирус проник из Канзаса во все штаты Америки и убил более 500 человек.
Весной 1918 года солдат перебрасывали в Европу на фронты Первой мировой войны, а вместе с ними перекинулась и болезнь.
В конце апреля эпидемия была в Париже и в Италии. В мае грипп затронул Португалию, Швейцарию, Грецию и Сербию. К лету он уже был в Германии, Румынии, Швеции, а к маю – проник в Испанию. Им заразилось почти 40 % населения страны – 8 миллионов человек и даже сам король Альфонс XIII. Мадрид первым официально объявил о пандемии. По этой причине эпидемия вошла в историю под именем «испанка». Другие страны долгое время скрывали информацию о заразившихся, чтобы не подрывать боевой дух солдат, участвующих в войне.
Летом 1918 года вирус унёс в Великобритании жизни 250 тысяч человек, во Франции – 420 тысяч, а в Германии – 600 тысяч.
В августе число больных снизилось и все пришли к выводу, что пандемии пришёл конец, но не тут-то было. «Испанка» накатилась второй волной: заразилось меньше людей, но смертность возросла. Гибла в основном молодёжь. Почти половина всех смертей пришлась на молодых людей от 20 до 40 лет. Иммунная система начинала борьбу с вирусом, а уничтожала лёгкие, наполняя их жидкостью с белыми кровяными тельцами. Проходил этот процесс очень быстро. В Испании болезнь прозвали 3-дневной лихорадкой. Вымирали порой целые деревни.
К декабрю 1918 года распространение вируса пошло на спад.
Последняя, 3-я волна прошла в феврале-марте 1919 года. В итоге за 18 месяцев пандемии нового типа заразились 550 миллионов человек, что на тот момент составляло 30% населения планеты. Морги были переполнены. Самой востребованной профессией тогда была работа могильщика. Тела погибших сотнями сбрасывались в братские могилы.
С момента пандемии прошло 100 лет, но сегодня проблема вновь актуальна. Страх перед новым вирусом вновь захватил почти весь мир. Надеемся, что скоро число заражённых пойдёт на спад, и мы вновь сможем спокойно выходить на улицы и общаться.