Найти в Дзене

Святая инквизиция: те, кого никто не ждет!

Большинство людей представляет себе инквизитора, как устрашающего средневекового психопата-мракобеса, который толпами отправляет людей на костер по малейшему подозрению в колдовстве или нарушении какой-то дурацкой догмы. Подобный образ возник в ходе Альбигойских войн в XIII в. (во время которых и была создана инквизиция) и впоследствии был был широко растиражирован. Однако он имеет очень мало общего с реальностью. Итак...

Инквизиторы были отмороженными фанатиками-беспредельщиками, которые пытали людей насмерть по своему малейшему желанию. Любой, кто попал в их руки, обречен на костер.

Не так страшен инквизитор, как его малюют...
Не так страшен инквизитор, как его малюют...

В общем-то, по средневековым меркам отморозками они не были. Разумеется, сейчас пытки и казни (тем более, по религиозным мотивам) кажутся дикостью, но в эпоху постоянных войн и грабежей, повальной неграмотности и эпидемий чумы это - вполне обыденное явление. Причем, тут инквизиция даже выглядела куда лучше светских властей: предусматривалось, что нельзя пытать подсудимого больше трех раз. Светские власти так не нежничали. Опять таки, средневековая юриспруденция подразумевала, что главным доказательством виновности является чистосердечное признание (которое пытками и вытягивали). В случае отсутствия такового после трех заходов пыток инквизиция не допускала вынесения обвинительного приговора. Т.ч. на самом деле, примерно в двух третях случаев выносился оправдательный приговор. Да и сами пытки применялись далеко не всегда.

Инквизиторы на протяжении всего средневековья занимались охотой на ведьм.

- В тритона?!
- Ну... я выздоровел.
- В тритона?! - Ну... я выздоровел.

Как правило, не занимались. Дело в том, что до 1484 г. католическая церковь официально отрицала существование колдовства. Напротив, до определенного момента вера в колдовство наказывалась покаянием. Инквизиторы были людьми образованными и просто не верили во всякую чушь про черных кошек, рыжие волосы и шабаши на Лысой горе. Т.ч. в случае каких-то обвинений в насылании порчи и т.п. инквизитор, как раз, выступал голосом разума, который не позволял устроить самосуд. Да и вообще, колдовство - не их профиль. Инквизиция создавалась для борьбы с ересями.

Другой вопрос, что хватало охотников на ведьм "из народа". Вот эти уже и впрямь были садистами-мракобесами (или просто корыстными засранцами), но к инквизиции они никакого отношения не имели. Для примеру самая известная охота на ведьм произошла в американском Салеме в конце XVII в. (вот тебе и просвещенное Новое время). И устроили ее протестанты, там ни одного инквизитора даже близко не было.

Однако наступил 1484 г., на папском престоле оказался Иннокентий VIII, человек крайне суеверный и, видно, не шибко умный. Он издал буллу "Всеми силами души", в которой признавал ,что проблема колдовства существует, и с ней надо бороться любыми доступными средствами. Вот тут-то уже и пошли преследования ведьм церковью. Но на носу уже был XVI в. и Реформация, т.ч. скоро у церкви других проблем прибавилось. К слову, ведьм далеко не обязательно сжигали - например, в Англии их традиционно вешали.

Инквизиторы руководствовались "Молотом ведьм", который был их настольной книгой.

Можно до сих пор купить в магазине.
Можно до сих пор купить в магазине.

Не руководствовались. "Молот ведьм" был написан только в 1487 г. До того инквизиция как-то без него обходилась. Собственно, "Молот" - демонологический трактат, написанный Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером (ака Генрих Инститорис, что есть ошибка перевода с латыни) из ордена доминиканцев. Именно их жалобы на противодействие в расследовании дел о колдовстве побудили Иннокентия VIII издать свою буллу. Сама книга состоит из подробного описания всевозможных разновидностей колдовства, включая и откровенную дичь (например, там есть глава "О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена").

Уж не знаю, откуда у аффтаров сего опуса были такие познания о колдовстве, но во второй части книги они давали уже практические советы о том, как следует вести процесс (кого можно допускать в свидетели, порядок допроса и т.д.). По большому счету, популярности трактат не получил, т.к. воспринимать этот бред всерьез ни один нормальный человек не мог уже тогда. Т.ч. в сущности, он занимает в истории инквизиции место аналогичное писанине всяких фриков от науки, советующих пить мочу для здоровья и утверждающих, что Ярослав Мудрый и Тутанхамон - одно лицо. Кто-то поржал и забыл, кто-то зафейспалмил, кто-то (кучка дебилов) во все это поверил, а остальные пропустили мимо ушей. Тем не менее, книга довольно интересная и забавная, в сети есть ее перевод на русский.

Таким образом получается, что не так страшен инквизитор, как его малюют. Ну а корни современных представлений кроются в трех источниках: во-первых, кошмарные Альбигойские войны, в ходе которых были и массовые сожжения еретиков и вырезания целых городов (хотя, в основном, тут зверствовали не инквизиторы, а вояки-крестоносцы). Во-вторых - антикатолическая пропаганда периода Реформации, рисовавшая еще более черный образ церкви, чем он на тот момент был. В-третьих - банальное незнание предмета большинством людей, что приводит к сваливанию в одну кучу всех связанных с католической церковью отрицательных штампов (инквизиция, мрачное средневековье, гонения на науку, иезуиты, охота на ведьм, крестовые походы против ереси) и появлению совсем неправдоподобной картины.

-4
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082